8 жизненных кризисов по Э. Эриксону
«Всю жизнь думал, что кризисов в жизни – два, а их восемь…»

Все так или иначе слышали про трудности подросткового возраста или страшились кризиса 30 лет. Но, по заключениям ряда психологов, с кризисами мы сталкиваемся отнюдь не дважды в жизни.

Согласно мнению влиятельного эго-психолога Эрика Эриксона, аж 8 кризисов переживает человек, и приходятся они на 8 соответственных стадий. Успешность прохождения каждой из них зависит от того, в пользу чего решится кризис – сильного или слабого качества предыдущего возраста.

В отличие от фрейдовской модели психосексуального развития, в которой истоки всех травм лежат в детском возрасте, Эриксон охватывает весь цикл человеческой жизни. Так, кризисы оказываются нашими спутниками через всю жизнь, позволяя с годами овладевать всё новыми навыками и осваивать новые отношения.

Важно понимать, кризисы – это не обязательно драматичные, но всегда особые, переломные периоды: «…моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием». И в успешном ходе развития личность выходит из каждого кризиса, обогащенная чувством внутреннего единства, обладая всё более ясными суждениями и способностью действовать эффективно.

Рассказываем, какие 8 кризисов проходит человек, согласно концепции Эриксона.

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Могу ли я доверять миру?

1 кризис: базисное доверие против базисного недоверия

Охватывает первый год жизни человека, орально-сенсорную стадию человека. Такие ценные свойства личности, как энергия и надежда, обретаются на этом этапе в зависимости от качества материнских отношений с ребёнком. Это подразумевает не столько количество подаваемой пищи, а скорее «чуткую заботу об индивидуальных потребностях малыша с непоколебимым чувством верности».

Если мать ведёт себя уверенно и предсказуемо, умеет передать ребёнку такое глубокое, «почти органическое убеждение» в социальном значении устанавливаемых запретов и разрешений, быстро удовлетворяет его потребности, баюкает и ласкает, играет и разговаривает, то у него вырабатывается доверие к миру.

Позднее это чувство образует идентичность, объединяющее в себе три чувства: «все в порядке», «я являюсь самим собой», «я становлюсь тем, кого другие люди надеются во мне увидеть».

Если нет должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. Несформированность такого чувства доверия видна и у взрослых: они время от времени заходят в депрессию, отрезая себя от мира и теряя вкус к жизни.

Могу ли я управлять своим телом?

2 кризис: автономия против стыда и сомнения

В 1,5-3 года ребёнок приобретает новые моторные навыки, начинает чувствовать себя и управлять своим телом. В восторге от того, что он, как взрослый, может идти, куда захочет, брать что угодно, он решает про себя, что, как взрослый, такой же всемогущий.

Но поскольку ребёнок не в совершенстве владеет навыками (то упадёт, то что-то уронит), он сильно расстраивается. Не потому что больно, а из-за размера горя: его всемогуществу нанесён удар – он не такой, как взрослый. Отсюда и берут начало стыд и сомнения.

Позволение ребёнку делать то, что он способен, и поддержка способствуют развитию в нём прочного чувства собственного достоинства и доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями.

Могу ли я стать независимым от родителей?

3 кризис: инициатива против чувства вины

Соответствует локомоторно-генитальной стадии в возрасте от 4 до 5 лет.
По Эриксону: «Ребёнок никогда так не склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел, как на этой стадии своего развития». Он активно придумывает себе занятия, проявляет изобретательность в речи и фантазирует.

Поддержка в инициативе детей вырабатывает предприимчивость и изобилие потенциалов роста, независимость и творческие способности – жёсткие ограничения, чрезмерный контроль и наказания приводят к пассивности, скованности и малой способности к продуктивному труду.

Способен ли я?

4 кризис: трудолюбие или чувство неполноценности

Соответствует латентной фазе в психоанализе в возрасте 6-11 лет, когда любовь и ревность – в скрытом состоянии. Тут младший школьник проявляет способность к организованным играм и занятиям, проявляет интерес к тому, как устроены вещи.
Когда ребёнка поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, рукодельничать), позволяют довести начатое дело до конца и хвалят за результаты, тогда у ребёнка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Видение этого как «баловство» и «пачкотню» возделывает чувство неполноценности и неадекватности.

Кто я?

5 кризис: идентичность против смешения ролей

Затрагивает подростковый возраст и раннюю юность 12-18 лет.
В лучшем исходе подросток приобретает такие ценные качества, как посвящение и верность. Ему нужно интегрировать представления о себе, связать свои роли и навыки, развитые и ценимые в прошлом с реальной профессиональной перспективой, – в чём часто возникают трудности из-за неспособности опознать свое Я.

Если ранее родители помогли ему выработать доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шанс, что он осознает собственную индивидуальность значительно увеличивается. В противном случае он сталкивается с «диффузией идентичности», становясь неуверенным, исполненным чувства вины и собственной неполноценности.

Могу ли я иметь близкие отношения?

6 кризис: Близость против изоляции

В 20-25 лет, на стадии ранней взрослости, человек через близость – не только физическую, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя – обретает такие ценное качество как любовь в дружбе и отношениях. Не все способны проявлять нравственную силу, оставаясь верными при требовании значительных жертв и компромиссов.

Опасность стадии – в избегании контактов, которые обязывают к близости. К одним и тем же людям человек испытывает и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения. Неспособность устанавливать доверительные личные отношения и излишняя поглощенность собой ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

7 кризис: генеративность (порождение нового) или стагнация

С 26 по 64 года зрелому человеку необходимо чувствовать себя нужным, а зрелость «нуждается в стимуляции и ободрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться».

В случае генеративности люди заинтересованы устроить младшее поколение, которое придёт им на смену, или направляют энергию на решение социальных проблем. В противном варианте люди начинают баловать себя, «как если бы каждый из них был своим собственным и единственным ребёнком», сосредоточивая заботу на самом себе.

Имела ли моя жизнь смысл?

8 кризис: целостность Я против отчаяния

Приходится на пенсионный возраст – от 65 лет. Ценные приобретения этого этапа – в самоотречении и мудрости.

Ощущение цельности и осмысленности жизни приходит к тем, кто ощущает удовлетворение, оглядываясь на прожитое. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, которая не ощущается как естественное завершение цикла жизни: человек видит свой путь цепью упущенных возможностей и досадных промахов, которые не переменить, а упущенное – не вернуть.

Принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни чрезвычайно важно, как выразительно отметил Эриксон: «здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти».

Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий