Экзистенциальная психотерапия
Люди во все времена размышляли о жизни и смерти, свободе и смысле. Экзистенциальная психотерапия, взявшая за основу глубокие философские учения, помогает услышать себя, найти ответы на непреходящие вопросы с целью разрешения жизненных трудностей, с которыми сталкивается клиент. Научиться жить в настоящем, любить себя, людей строить отношения, а не разрушать их.

Терапевт помогает:

  • справиться с безвыходным положением или выйти из кризиса,
  • принять ответственность за свою жизнь, 
  • понять, чего именно хочется, осознать свою уникальность, возможности и границы,
  • научиться действовать из «свободной воли»,
  • принять конечность бытия.

Кому подойдёт?

Здоровым людям, желающим справиться с потерей или чувством тревоги и одиночества, обрести уверенность и найти смысл существования, почувствовать себя творцом своей жизни, а также осознать свою индивидуальность. В отношении пациентов с психическими расстройствами подходит в совокупности с фармакотерапией.

Историческая справка

В середине ХХ века доминировали две идеологические школы: бихевиоризм (наука о поведении) и фрейдовский психоанализ. В конце 30-х годов ряд пато- и социальных психологов начали тяготить рамки этих школ – они не учитывали важнейшие свойства, что делают человека человеком. Эти психологи создали новую идеологическую школу – гуманистическую, иногда называемую «третьей силой» в психологии. В ней подчёркивалось значение свободы, выбора, цели, ценностей, любви, человеческого потенциала, ответственности, – со всей внимательностью к уникальному миру человека.

В 60-е годы гуманистическое движение было подхвачено контркультурой с такими социальными феноменами, как движение за свободу слова, потенциал человеческой личности, хиппи и наркокультура, сексуальная революция. Гуманистическая психология породила развитие новых школ и течений психологии: гештальт-терапии, трансперсональной терапии, холистической медицины, психосинтеза, суфизма и в том числе экзистенциальной психотерапии.

Многие ключевые идеи экзистенциальной и гуманистической терапии сходятся, и ряд гуманистических психологов придерживается экзистенциальных взглядов (Абрахам Маслоу, Фредерик Перлз, Джеймс Бьюдженталь, Карл Бюлер и др.). Также некоторые идеи экзистенциальной терапии близки неофрейдистам (гуманистически ориентированным психоаналитикам: Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрих Фромм). Кроме того, в древе экзистенциальной психологии есть ещё одно существенное ответвление: великие писатели и философы, которые не менее полно исследовали и раскрыли экзистенциальную проблематику (Сёрен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер, Альбер Камю, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Фёдор Достоевский и многие другие наставники человечества).

Данности бытия
Смерть или конечность бытия

Фундаментальный экзистенциальный конфликт состоит в напряжении между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать быть. Рождаясь, мы попадаем в условие конечности, ей подчинено всё и именно она определяет ценность нашей жизни. Мы живём, медленно двигаясь к концу, и надо успеть исполнить своё время тем, что имеет значение, пока оно есть.
Изоляция

Каждый из нас одинок в этом мире. Каждый заключён в медной башне и может общаться со своими собратьями лишь через посредство знаков. Но знаки не одни для всех, а потому их смысл тёмен и неверен. Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца, но они не знают как принять их, и потому мы одиноко бредём по жизни, бок о бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими. Мы похожи на людей, что живут в чужой стране, почти не зная её языка; им хочется высказать много прекрасных, глубоких мыслей, но они обречены произносить лишь штампованные фразы из разговорника. В их мозгу бродят идеи одна интереснее другой, а сказать эти люди могут разве что: «Тетушка нашего садовника позабыла дома свой зонтик»


Сомерсет Моэм, «Луна и грош»


Даже будучи постоянно окружёнными людьми, мы остаёмся изолированными друг от друга. Все мы непременно сталкивается с чувством одиночества, а порой оказываемся оторванным в чём-то даже от самих себя. Но есть ещё один уровень фундаментальной изоляции – изоляции от мира. Каждый из нас приходит в эту жизнь один, и один умирает. Внутренний конфликт человека исполнен желанием быть защищённым, являясь частью большого целого, – и сознанием своей абсолютной отрезанности от мира, навечной запертости в мире своём. Защищаясь от изоляции, люди пытаются утвердить себя в чужих глазах или достигнуть возможную степень слияния с другими.

По Альфреду Адлеру, автору индивидуальной психологии, обязательными условиями душевного здоровья являются высокая степень активности и социального интереса, а также способность к сотрудничеству, поскольку в каждый момент все мы зависим от множества людей в нашем прошлом и настоящем. Устойчивость личности достигается в социальной интегрированности, то есть в достижении целостности через становление частью сообщества. А для этого нам необходимо постичь свою индивидуальность, это буквально есть центральная задача личности – определить свою уникальную роль в обществе, своё истинное Я.

Свобода

Человек часто связывает свободу с чем-то резко положительным, но если вглядеться, она сопряжена с глубочайшим ужасом существования – отсутствием опоры и ощущением, что под нами нет ничего, там – само ничто, только бездна и пустота. По Ирвину Ялому, признанному теоретику и практику экзистенциально-гуманистической терапии, в повседневности мы все тешимся иллюзией, что внешний мир – некое упорядоченное место, в которое нам просто нужно суметь встроиться. Но правда в том, что структуры как таковой нет, а индивидуум полностью ответственен за свой собственный мир, выборы, поступки и чувства, наполняющие его жизнь. В этом конфликте между неопределённостью и стремлением к упорядоченности и есть ключевая экзистенциальная динамика. Многое в нашей жизни зависит от нас самих, но мы находимся в несвободе – с самого начала от родителей, после – и других окружающих нас людей, обстоятельств и тех реакций, что они вызывают у нас.

Психотерапия позволяет человеку как бы присвоить свою жизнь и делать то, что в его силах изменить, беря ответственность за свои поступки. Экзистенциальный терапевт Ролло Мэй писал, что свобода – принципиальное свойство личности, которое отличает человека от животных. Оно выражается в способности разрывать прочную связь стимулов и реакций. Здоровый человек сдерживает всякие импульсы, поддерживая их в состоянии неразрешённого равновесия до принятия конечного решения в пользу одного или другого. Выражаясь словами психоаналитика Отто Ранка, человек сам формирует свою личность с помощью творческой воли, а причина неврозов таится как раз в отсутствии этой созидательной энергии. Хорошая новость в том, что свободу личности можно взрастить, обращая внутренний взор на свой жизненный путь.

Бессмысленность

Не важно, сколько дней в твоей жизни, важно, сколько жизни в твоих днях


Цитата, приписываемая Аврааму Линькольну


В прошлые века религия придавала человеческой жизни смысл – в настоящее время большинство людей не верующие. Мы теряем связь с природой, живя в каменных джунглях, испытываем отчуждение от рутинной работы, а потеряв её, сталкиваемся с отчаянием бессмысленности, которое подкрепляется, наконец, тревогой от возможного ядерного уничтожения. Вдобавок выходит, что мы смертны, одиноки, многое зависит от нас, но есть вещи, которые нам неподвластны, и в этом смысле мы ограничены. Вопрос, который является всем с появлением некой зрелости, и неважно, в какой стране мы живём, что за книги читаем и с чем сталкиваемся: «Какой тогда смысл жизни, если всё равно всё кончится, если каждый невообразимо одинок в безразличной вселенной?» Президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бюдженталь видел становление человека как путешествие к своему ядру бытия, обращение к внутреннему осознанию своей истинной природы, стремление к целостности, что и образует потенциал личности. Он говорил, что смысл – в намерении двигаться, а не в том, чтобы прийти. Парадокс жизни в том, что чем отчаянней мы гонимся за смыслом, тем больше отдаляемся от него. По логотерапевту Виктору Франклу, лишь вовлеченность в жизнь, или трансценденция, через какую-либо деятельность ведёт нас к ощущению целостности и осмысленности жизни.

Что ожидать?

Экзистенциальная психотерапия – это клинический подход, с которым внутренний мир клиента постигается здесь и сейчас, без использования стандартизированных методов и предпосылок. Взаимоотношения клиента и психотерапевта описывают такие понятия, как эмпатия, соприсутствие, активное слушание, безоценочное принятие – или, используя выразительную формулировку Ролло Мэя, позиция «дисциплинированной наивности». Экзистенциальные терапевты всегда настаивали на том, чтобы понять личный мир клиента, а не выискивать отклонения от норм.

Терапии может потребоваться как короткое время, так и годы: длительность зависит от характера запроса. Например, в случае желания клиента изменить своё поведение сообразно требованиям среды, избавиться от симптомов или повысить навыки копинга (совладанием с трудностями), может быть достаточно краткосрочного консультирования. Если запрос затрагивает темы, находящиеся в области предсознательного и подсознательного – дисфункциональные установки и освобождение от них, образы Я и Я-и-Мир, личностный рост и пересмотр жизненной перспективы, открытость полному осознанию, – то это уже уровень глубинной психотерапии, и длительность может варьироваться в каждом отдельном случае.

Как и в любой психотерапии, между клиентом и психотерапевтом должен сложиться раппорт – контакт, полный доверия и нацеленный на сотрудничество. С рассказом клиента о сущности волнующих проблем и жизненных ситуаций они вместе переживают душевную боль и ищут пути решения, вырабатывая новую модель поведения и изменяя направления энергии в конструктивное русло. С помощью поиска, процесса, с которым человек находит возможности выстоять в жизненных трудностях, он открывает доступ к своему скрытому потенциалу. Трансформируя дезадаптивные жизненные установки и приводя в норму личностное напряжение, перед клиентом открывается возможность стать собой.

Стоит отметить, что представление психологически здорового человека, как порхающего по жизни без доли напряжения, ошибочно. По мнению Ролло Мэй, нам надо с твёрдостью духа признать, что достигнуть абсолютной гармонии раз и навсегда нельзя, что предельная целостность личности не только невозможна, но и нежелательна: полное отсутствие конфликтов даёт начало статике и застою. А статичность гибельна для личности, ведь её стихия – творчество.
Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий