Гештальт-терапия: быть в контакте
Гештальт-терапия делает акцент на «здесь и теперь» в осознании актуального жизненного опыта (что не исключает обращения к прошлому) и помогает справиться с проблемами, проживая эмоции и телесные ощущения, на которые накладывается запрет.

Это целостный подход к человеческому существу, что охватывает его сенсорную, интеллектуальную, эмоциональную, духовную составляющие и ведёт к осуществлению «глобального переживания, при котором тело смогло бы заговорить, а слово – воплотиться»

Гештальт-терапевт помогает:

  • установить подлинный контакт с миром,
  • осознать свои вредные стереотипы в поведении,
  • освободиться, разрешив «незавершенные» ситуации из прошлого,
  • создать гибкие формы сознания (справиться со страхами, иллюзиями и бессилием),
  • взять ответственность за собственные выборы и избегания,
  • развить личностный потенциал.

Кому подойдёт?

Гештальт работает не только с лицами, страдающими от физических, психосоматических или психических расстройств, но и с теми, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем: одиночеством, трауром, депрессией, неэффективностью или безработицей, бессмысленностью. Другими словами, подходит всем, кто желает прийти к новому качеству и максимальной полноте жизни.

Практикуется в самых широких контекстах и с различными целями: в индивидуальной, парной, семейной, групповой терапии; в учреждениях (школах для детей с особенностями, в психиатрических больницах), в торговле и на промышленных предприятиях.

Историческая справка

Фредерик Саломон Перлз, основатель гештальт-терапии, ранее работал в психоаналитическом подходе и даже основал свою школу психоанализа. В 1942 году он публикует книгу «Эго, голод и агрессия». Её подзаголовок «Пересмотр теории Фрейда и его метода» раскрывается в следующих разночтениях. В духе холизма, Перлз развивал целостный подход к человеку (нельзя разделять человека на органы, части или функции). Интересовался работами основателя телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха и считал необходимым включение в терапевтический процесс психо-телесные практики и психодраму, работающей с воображением и сновидениями. Заручившись идеями Лоры Перлз, доктора гештальтпсихологии и его жены, расширяет изучение гештальтов (форм, конфигураций) и включает идеи экзистенциализма в развитие собственной теории.

В 1951 году появляется фундаментальный труд по новой терапии «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности» в авторстве Перлза, Хефферлина и Гудмена. Впоследствии Лора Перлз, Изидор Фромм и прочие члены группы «Семёрка», основавшей гештальт-терапию, открыли у гештальтистов новое дыхание подхода в теории self.

Быть в контакте

Слово «контакт» является ключевым понятием гештальт-терапии, так что оно сопутствует всей теории. Чтобы отразить его суть, необходимо прояснить ряд вещей.

Согласно теории природы человека-животного, сколько человеческому существу свойственно физиологических и животных факторов, столько же социальных и культурных. Человек не сводится до состояния животного, но отмечается важность признания наших первичных условий существования. Природа – мощная сила, и существует некая экологическая мудрость, что в большей степени строится на сотрудничестве с природой, чем в старании человека её подчинить. Ничто в мире не существует вне окружающего мира, поэтому гештальт предлагает определять организм как поле «организм-среда». Притом, что это поле неразделимо, оно обладает собственной сущностью – целостностью. Она же позволяет нам взаимодействовать не просто с каким-то расплывчатым миром, а миром своим, миром собственным. Если это поле «организм-среда» является природой человека, то простейшей реальностью становится контакт между организмом и окружающей средой.

Все функции организма связаны с внешним миром. Чтобы выжить, нам необходимо дышать, двигаться, питаться, защищаться, размножаться и прочее. Рано или поздно мы испытываем потребность в том, чтобы взять что-то из окружающей среды для самосохранения и развития, а для этого нужно войти с ней в связь. Именно в этот момент физиологическая потребность становится психологической, а функции сохранения – контактом. Получается, пока саморегуляция успешно поддерживает целостность поля, ничто извне (например, социально-культурные факторы) не нарушит процесс происходящего контакта.

Стоит отметить, что по мнению гештальтистов, контакт всегда предполагает наличие внешнего объекта: контакт с собой – заблуждение, ведь нельзя «питаться самим собой»; необходимо идти навстречу окружающему миру и черпать из него. Контакт – это всегда опыт на границе между организмом и окружающей средой, где мы новое превращаем в знакомое и понятное, присваивая себе или отвергая. Контакт – это как наше сенсорное осознание происходящего (мы видим, слышим, осязаем), так и выражение нашего отношения к нему в действиях (мы передвигаемся, общаемся, обороняемся, чувствуем и испытываем эмоции). Получается, любой контакт обеспечивает адаптацию организма, а заложенное в нём творчество – благодаря человеческой способности к фантазии – расширяет границы возможного.

Доминантность гештальта

«Гештальт» – слово, взятое из гештальтпсихологии начала ХХ века, которое означает «форма», «структура», «конфигурация», – фигура, образующаяся на фоне. Чтобы сложился контакт, надо, чтобы фигура выделилась из фона.

Например, чтобы играть в мяч, нам в данный момент необходимо выделить из всей панорамы, доступной взору, именно этот небольшой круглый объект. Чтобы им маневрировать, мы должны его ощущать, понимая форму и вес. А чтобы игра состоялась, этот мяч должен оставаться связанным со средой – мы удерживаем в голове то, как он перемещается в пространстве, и как им манипулировать соответственно контексту и правилам игры (если это футбол – мы отбиваем ногами, пионербол – ловим руками и бросаем). Если мы не выделяем фигуру из фона, или во время игры фокусируемся на другой фигуре, мы оказываемся неэффективными в моменте здесь и сейчас, мы садимся на лавку запасных. Эта же схема переносится на наше психическое.

В психологии в качестве гештальта может выступать определённое желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, и в норме теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным в жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает баланс. В случае невозможности удовлетворения потребности гештальт остается незавершённым, а потому не может быть отреагирован и уступить место другому, что становится причиной многих проблем.

Значительный вклад в гештальт-терапию, помогающей нам строить или восстанавливать способность управлять фигурами в адекватной связи с фоном, внесла основательница советской патопсихологии Блюма Зейгарник. Именно она обнаружила интересный феномен: незавершённые действия запоминаются в среднем в полтора раза лучше, чем законченные из-за устойчивого напряжения от прерванной деятельности, что получило название – эффект Зейгарник.

Теория self

По Перлзу, невроз связан с приобретением всё большего количества незакрытых гештальтов. Такое накопление возникает в процессе приспособления к окружающей среде и проявляет себя повторяющимися затруднениями – расстройствами self.

Понятие self означает постоянную творческую адаптацию человека к своей внутренней среде и внешнему, окружающему его миру. По мнению гештальтиста Джоэла Латнера: «Self – это особый, присущий только нам способ участия в любом процессе, наш индивидуальный способ проявления в контакте с окружающей средой... Он является действующей силой контакта с настоящим, в котором происходит наше творческое приспособление».

Self функционирует в трех режимах: Ид, Эго и Персоналити.

Эти функции self проявляют себя с разной интенсивностью в своё время: иногда мы сами себя не осознаём, действуя не свойственным себе образом, например, в плохом настроении. А в другое время self как бы растворяется: вспомните себя в танце, состоянии экстаза, или наоборот, с приходом состояния пустоты, что предшествует возникновению следующей, новой фигуры, которая обратит на себя наше внимание.

Что ожидать?

Гештальт-подход не просто объясняет причины жизненных сложностей, но и исследует новые пути их разрешения. В духе феноменологии вместо навязчивого стремления узнать почему он выбирает нацеленное на изменение почувствовать как. Своей целью он видит поддержание и укрепление общей гармонии самочувствия, а не «излечение» или «исправление» расстройств, потому что в гештальте профессионалы высоко ценят право человека быть непохожим на других, уникальность каждого живого существа. Гештальт – это искусство не в меньшей мере, чем наука, и каждый терапевт волен практиковать его в своем собственном стиле, в котором выражаются его личность, опыт и жизненная философия.

Техники

Гештальт-терапия уникальным образом сочетает и интегрирует в себе множество вербальных и невербальных техник: «пробуждая» сенсорику, акцентируясь на энергии, дыхании, теле или голосе, выражая эмоции, работая со сновидениями, воображением и креативностью. Вот некоторые примеры, используемые в терапии.

Упражнение в осознавании – классическая техника, что позволяет прийти от актуальных ощущений к «незавершенной» ситуации из прошлого. Клиент учится осознавать себя целостно, внимательно относясь к непрерывному потоку физических ощущений, чувств, последовательности «фигур», выступающих на передний план из «фона», – одновременно в телесном, эмоциональном, рациональном планах, в плане воображения и поведения. Фундаментальное осознавание позволяет ответить на четыре ключевых вопроса: что ты сейчас делаешь? что ты ощущаешь в этот момент? чего ты сейчас избегаешь? что ты хочешь / чего ждёшь?

Техника пустого стула состоит в том, что клиент воображает на пустом стуле напротив любого сидящего человека, с которым ему хотелось бы вступить в контакт. Проигрывание чувств, которые в повседневности были подавлены, получают словесную форму. Теперь человек может отреагировать на них, а после и ликвидировать «незавершенность» тех ситуаций, что поддерживают стереотипное невротическое поведение или неэффективные устаревшие сценарии.

Техника амплификации состоит в преобразовании внутреннего во внешнее, оживляя перед глазами ту игру, что происходит на внутренней сцене. Так клиент получает возможность лучше осознать то, каким образом он действует здесь и теперь, на границе-контакт между им самим и окружающей его средой. Действия гештальт-терапевта направлены с поверхности в глубину, и легче, чем другие терапевты (главным образом вербальные), достигает глубинных, архаических слоев личности, само формирование которых связано с довербальным периодом развития человека.

В гештальт-терапии избегают говорить о другом человеке в третьем лице – к нему обращаются напрямую. Это представляет собой технику прямого обращения (говорить с… а не о…), которая позволяет перейти от внутренней рефлексии к взаимному эмоциональному контакту. Технику можно развить сопоставлением своих впечатлений с впечатлениями реальных (в групповой терапии) или воображаемых наблюдателей. Это сравнение выявляет скрытое воздействие тех проекций, которыми мы бессознательно себя нагружаем. Это в свою очередь помогает избежать лишних упрёков к себе и другим, осознавая, что такое есть другие, а что собственно я и мои проекции.

Помимо использования вербального и телесного, гештальт-терапия прибегает к метафорическому языку – языку символов. Так как многие занимающие нас вещи могут принимать первичнее форму образов, а не слов, различные техники рисунка, живописи, лепки, музыкального творчества, театра или танца, позволяют вербализовать суть проблемы по мере материализации их в творчестве.

Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий