Клиент-центрированная психотерапия

В клиент-центрированной психотерапии центральная фигура – личность клиента. А главным условием для положительных изменений становится эмпатическое понимание. Терапевт занимает роль «зеркала», создавая доверительный и исполненный принятием контакт. Только с ним становится возможным сопровождать человека в глубину его внутреннего мира, опыта его переживаний, которые важны для него «здесь и сейчас», – для разрешения актуальных проблем и достижения гармонии.

Психотерапевт помогает:

  • снизить напряженность или тревогу,
  • развить жизнестойкость и веру в собственные силы,
  • ослабить потребность быть в постоянной защитной готовности,
  • выстроить эффективное поведение на более полном и реальном знании о себе и мире,
  • лучше понять как других, так и себя как самостоятельную и уникальную личность, открываясь своей самости,
  • обрести гибкую и адаптивную систему ценностей, опирающуюся на прочную основу.

Кому подойдёт?

Ориентированная на клиента терапия успешно применяется в работе как с детьми, так и взрослыми в групповом или индивидуальном формате. Она помогает разрешить бытовые или экзистенциальные проблемы, связанные с регуляцией и адаптацией у взрослых, с негативными представлениями о себе, мире и с разного рода затруднениями у учащихся, с реабилитацией ветеранов, с преодолением симптомов, причиняющих дискомфорт.

Развиваясь из терапевтического метода в общий подход к человеческим взаимоотношениям, концепция внимания к личности помогает формировать нормальную атмосферу в трудовых, учебных, воинских и прочих коллективах. Клиентоцентрированная позиция также позволяет многим носителям иных терапевтических модальностей достичь лучших результатов в работе.

Историческая справка

Отцом-основателем клиент-центрированной психотерапии, возникшей в середине ХХ века, является американский психолог Карл Роджерс. Он аккумулировал многое из культуры современных течений клинической, научной и философской мысли. Появление нового метода психотерапии было бы невозможным без понимания бессознательных стремлений человека и сложности его эмоциональной природы, которым мы обязаны психоанализу. И хотя они пошли разными путями, можно отметить множество пересечений с видными «отступниками» Фрейда: Хорни, Салливаном, Александером, Френчем или Ранком. 

Клиент-центрированная психотерапия относится к экзистенциально-гуманистическому направлению и вводит в научный оборот термин «эмпатия». Ему придаётся статус фундаментального понятия, убедительного в его конструктивности относительно не только терапии, но человеческих отношений в целом. Отчасти поэтому, сравнивая ведущих специалистов самых разных направлений в области психотерапии, исследователи не раз отмечали, что все они, в той или иной мере, «роджерианцы», имея в виду их понимание «терапевтического отношения», принципа признания и эмпатии.

Не менее важным научным концептом, предложенным Роджерсом, хотя и менее распространенным сегодня, стало его понятие психологической конгруэнтности – гармоничного, открытого, подлинного общения. По Роджерсу, «то, что клиент переживает в терапии, – это опыт быть любимым». Очевидно, что этот важный ресурс может возникнуть только в условиях особых, «высококачественных» терапевтических отношений. Они не могут быть просто результатом контакта с профессионалом, знающим верную технику воздействия. Специалист представлен в такой терапии как человек, а контакт осуществляется как контакт человека с человеком. Получается, «психотерапия не является манипуляцией эксперта». Клиенту не внедряется верный ход мысли – это недирективный подход, в котором терапевт признаёт, что всё, необходимое для обретения клиентом благополучия, есть в самом человеке. Терапевт лишь создает условия для актуализации внутреннего роста личности клиента. Потому Роджерс также отмечал, что клиент-центрированный психотерапевт работает не с пациентами, а клиентами, подчёркивая потенциал самостоятельности и активности клиента в весь период психотерапии.

Положения клиент-центрированной психотерапии
Никто вернее вас не знает, что есть лучше для вас – каждый существует в постоянно изменяющемся мире опыта, центром которого является он сам

Индивидуальный мир личности включает всё, что чувствует организм, вне зависимости от того, это происходит осознанно или нет. Большая часть переживается нами бессознательно. К примеру, давление на вас стула, на котором вы сидите, ощущается только если вы подумаете об этом. Осознание появляется через символизацию переживаемого вами опыта. А как отметить все наши сенсорные и внутренние ощущения, пока мы сидим? В комнате может витать неповторимое сочетание разных ароматов, и ведущий из них может отсылать вас к воспоминаниям из детства, температура и поток воздуха могут дарить ощущение свежести или мягкой расслабленности, звуки, что вас окружают и исходят изнутри вас, – тонкое или сильное звучание сердцебиения и дыхание, прерывистое или глубокое. В каждую секунду с нами происходит столько вещей, что отследить всё невозможно, а некоторые вещи в принципе не поддаются вербальному выражению.

Но как бы наши возможности ни были ограничены, важная истина относительно внутреннего мира состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать лишь сам индивид. Неважно, насколько адекватно мы пытаемся определить стимул – будь то солнечный свет, ушиб о косяк, провал на экзамене или какая-нибудь более тяжёлая ситуация – и неважно, каким образом мы пытаемся измерить восприятие. Только вы сами знаете, как воспринять свой опыт. Для каждого мир переживаний является индивидуальным, в самом значимом смысле, личным миром. И потенциально вы – единственный, кто может его познать во всей полноте. Кто-либо иной никогда не может знать в такой мере, как вы.

Мы реагируем не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности

Мы видим окружающее нас, как дано в нашем опыте и восприятии. Именно это восприятие становится нашей действительностью и правдой. Взять любое явление: наблюдение звёздного неба или политика, рождение ребёнка или переход через дорогу, – ничто не воспринимается совершенно одинаково двумя людьми. Может быть как глубокое расхождение, так и различные оттенки общего понимания ситуации, но восприятие никогда не будет идентичным. Что для одних верно, то далеко и странно для других, поэтому психотерапия, ориентированная на клиента, не решает за него, что надо чувствовать и как правильно быть.

Человек – целостно организованная система, которая обладает огромной самоисцеляющей силой

Это положение отражает гуманистический толк клиент-центрированной психотерапии, который отражается в холистическом, или целостном, а не «элементном» подходе к человеку.

По исследованиям, задача в поддержании водного баланса в теле обычно стоит за гипофизом. При понижении доли воды в теле он выделяет противомочегонный гормон, что уменьшает выделение жидкости почками. Может казаться, что тело – механизм, в котором каждая часть строго выполняет свою функцию. Но эксперименты показали, что при удалении части гипофиза животное начинает поглощать большое количество воды, поддерживая водный баланс иным образом ввиду отсутствия изначального механизма регуляции. И если обычный путь заблокирован, то всегда привлекается другой канал для реализации той же цели. Это справедливо по отношению к различным физиологическим и психологическим явлениям в том числе. Все мы обладаем огромными ресурсами для поддержания здоровья, даже при необратимой потере у нас есть зазор на восстановление.

У каждого человека есть тенденция поддерживать себя, усваивая пищу, защищаясь при наличии угрозы, стремясь к самосохранению даже в условиях, когда перекрыты обычные пути его достижения. Человек стремится к самоактуализации посредством продолжения себя в орудиях и в репродукции. Он движется в направлении большей независимости или самоответственности. Более того, это и является главной тенденцией в человеке – стремление к росту и развитию, к актуализации внутреннего потенциала. Это значит обретение возможностей человеком, которые, развертываясь в ходе жизни, обеспечивают ощущение счастья. И неважно, говорим ли мы о полностью бессознательных органических процессах, таких как поддержание температуры тела, или о таких сугубо человеческих и интеллектуальных функциях, как выбор жизненных целей.

Мы всегда движемся к самоукреплению и росту и нередко – через муки и борьбу. Первые шаги ребёнка – это великая битва и боль, но награда в виде первых шагов несоизмерима пусть даже с сотней падений и ушибов. Да, боль заставляет дитя на время вернуться к ползанию. Но в подавляющем большинстве стремление развиваться побеждает комфортность инфантильного состояния. Ребёнок идет к самоактуализации, несмотря на тягостность этого опыта. Точно так же он идет к самостоятельности, ответственности, самоуправляемости, социализации, вопреки неприятным ощущениям и переживаниям на этом пути. И даже если в определённые периоды вам кажется, что эти сложные качества отсутствуют, – можно быть твёрдо уверенным, что тенденция к развитию существует, даже если сейчас в силу каких-то причин скрывается от глаз.

Что ожидать и техники
Техники клиент-центрированной психотерапии нельзя в полном смысле слова называть техниками – они представляют собой лишь способ реализации отношения. Например, эмпатическая техника – это реализация эмпатической установки. Выбор того, что будет делать клиент в терапии – за ним. Потому ситуация, если вам необходимо «выпустить пар» и в отведённые 50 минут в формате монолога высказать всё, что копилось на душе – катарсическая, а потому нормальная психотерапевтическая ситуация.

Мы рождаемся и растем в мире, где внешняя, непостижимая объективная реальность является более важной, чем личностный мир, – таково требование социализации. Это требование усвоить общественные нормы мы порой интерпретируем так: надо меньше верить себе. Становясь частью социума, мы получаем возможности для удовлетворения собственных потребностей, для развития и проживания различного опыта, разделяя его с другими. Но зачастую мы переусердствуем в некотором самоконтроле и прекращаем слышать внутренний голос, где это действительно необходимо. Ещё в детстве ребенок начинает искажать или отрицать собственный опыт самоактуализации из-за внешних ограничений – но внутренние переживания никуда не исчезают. Это приводит к дисгармонии между силами организма к самоактуализации и способностью осознать и реализовать их в действии. В клиент-центрированном подходе клиента обучают реальности именно его внутреннего мира, куда терапевт вторгается минимально.

Изолированно от конкретной личности клиента и её особенностей тяжело указать на механизмы, строго насыщающие психотерапевтический сеанс. Это могут быть разные когнитивные механизмы: переструктурирование мышления, отделение эмоций от когнитивной сферы или расширение сознания и прочее.

Что бы ни происходило, клиент-центрированный психотерапевт всегда способствует эмоциональному переструктурированию. Это значит, если в детстве клиенту не хватало родительской любви, если его отвергали, то безоценочное принятие и поддержка психотерапевта создают основу для позитивных изменений, открывают внутренний ресурс для разрешения собственных проблем. Из новых переживаний, возникших на сеансе, рождается и «переносится в жизнь» опыт принятия, уважения и любви. Поэтому психотерапевт – не инструктор и не «знаток» человеческих душ – он участник и создатель психотерапевтического пространства. Прежде всего важна оказываемая поддержка, и далеко не всегда нужны глубинные психотерапевтические воздействия.
Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий