Когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) можно назвать образовательной, поскольку одна из главных её целей – научить клиента быть терапевтом самому себе. Клиент учится работать над своими когнитивными искажениями (ошибками мышления) и планировать изменения в поведении, достигая решения конкретных проблем. Основное внимание уделяется настоящему, хотя при сильной склонности поступать определённым образом терапевт может обратить внимание на взгляды и установки, усвоенные клиентом в детстве.
Терапевт помогает- изменить разрушительное поведение и искажённое мышление,
- находить адаптивные ответы на дисфункциональные взгляды и убеждения,
- обучиться самоподдержке и самотерапии, эффективно разрешая типичные жизненные проблемы в будущем,
- добиться устойчивых положительных результатов, ремиссии расстройства или предупредить рецидив,
- повысить результативность медикаментозной терапии.
Кому подойдёт?Когнитивно-поведенческая терапия адаптирована для всех возрастов. Клинически была доказана её эффективность в отношении психиатрических пациентов, страдающих депрессией, фобиями, зависимостями, обсессивно-компульсивным, паническим расстройством, ипохондрией, расстройствами личности, шизофренией. Помимо всемирного применения её в качестве единственного или дополнительного вида лечения многих других расстройств КПТ помогает здоровым людям преодолеть неуверенность в себе и в собственных силах, научиться осознавать свои эмоции и их влияние на собственное поведение. А также с помощью конкретных техник прийти к рациональному осмыслению разрушительных мыслей и приобрести навыки в формировании благоприятствующих личностному росту.
Историческая справкаВ истории КПТ существует 3 направления, которые являлись «волнами».
Первая связана с публикацией статьи
Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» в 1913 году. Он и его последователи считали, что чёрный ящик с мотивами, влечениями, конфликтами и эмоциями только замедляет понимание человеческой сущности. Поэтому надо изучать поведение или реакции организма в условиях окружающей среды, то есть контролирующих поведение стимулов. Люди, по своей сути, очень сложные, но всё же машины. Взгляд
Берреса Фредерика Скиннера – в его цитировании Ивана Павлова: «Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности». Методика успешного приближения или формирование поведения поддерживается положительными подкреплениями такого поведения, которое наиболее похоже на желаемое. Причём негативное подкрепление – неэффективное средство контроля (поведение, подлежащее наказанию, скорее всего, вновь появится там, где отсутствует карающая фигура). Так, шаг за шагом одна реакция подкрепляется, а затем подменяется другой, более близкой к желаемому результату.
Вторая волна соединила поведенческую терапию и когнитивизм, в нём центральное понятие – «когниция», которая служит обработке информации. Советский психолог
Дмитрий Узнадзе в начале ХХ века дарит миру открытие, перевернувшее многие психологические теории и методологии. Появление сознательных психических процессов предваряет непсихическое состояние, которое впервые формулируется не на языке физиологии. Узнадзе говорит, что всё поведение определяется влиянием окружающей среды не напрямую, а опосредованно – через установку человека, так что «отдельные акты поведения и вся психическая деятельность – явления вторичного происхождения». Кстати, внимание также вторично. В каждый момент всё, что происходит с человеком, переживается с достаточной ясностью лишь того, что имеет место в русле его актуальной установки. Даже если человек стоит перед выполнением новой задачи, он пользуется уже сформировавшимися установками, лишь «встраивая» в них впервые обнаруженные «кирпичики» объективного мира. И так как установка порождает объективации (опредмечивание), а объективация наполняет содержанием установку (в противопоставлении себя окружающему миру и осознании действительности такой, какая она есть), то возможности в развитии человеческих установок по сути безграничны.
По
Аарону Бэку, основоположнику КПТ второй волны, в основе всех психологических нарушений лежит искажённое, или дисфункциональное, мышление. Чем более нереалистично человек воспринимает информацию, тем больше возникает негативных установок и психологических проблем. В результате терапия второй волны концентрируется на мышлении и работе с автоматическими мыслями, а также глубинными убеждениями личности, формируя более разумные установки.
Терапия
третьей волны переняла эффективные методики у других направлений и определённые практики восточной философии. Она фокусируется на принятии себя и своих особенностей. Большое внимание уделяется метапознанию, личным ценностям и духовному совладанию.
Терапия принятия и ответственности (АСТ) заняла видную позицию среди других методов, выделившихся из КПТ с третьей волной: диалектической бихевиоральной терапии (ДБТ), когнитивной терапии, основанной на осознанности (КТОО), функциональной аналитической терапии (ФАП) и рядом других. По
Рассу Херрису, терапевту принятием и ответственностью, основные процессы АСТ можно представить в виде трифлекса – треугольника психологической гибкости.