Логотерапия: найти смысл

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать почти любое «как»

Фридрих Ницше


Стремление найти и реализовать смысл жизни – основа движущей силы для человека. Логотерапия занимается этим смыслом, концентрируясь на будущем – предназначении и задачах, что будут совершаться клиентом для реализации его личностной ценности существования.

Терапевт помогает:

  • осознать свой подлинный смысл жизни и волю к его реализации,
  • переориентироваться по отношению к нему,
  • выявить свои истинные ценности и цели,
  • избавиться от беспокоящего симптома.

По мере того, как логотерапевт способствует осознанию клиентом того или иного, при помощи аналитической процедуры он также приводит его к ощущению чего-то не просто психического, но ноэтического. А ноэтическое измерение относится к высшим, духовным структурам человеческой личности. Поведение человека, направляемое его ценностями и смыслами, дарит ему свободу.

Кому подойдет?

Здоровым людям в состоянии внутренней опустошённости, апатии, с чувством общего недостатка или потери главного смысла существования. Логотерапия подходит всем возрастам, ведь каждому в той или иной мере присуще стремление сделать свою жизнь более осмысленной. Также она успешно справляется с невротическими состояниями, фобиями, тревожными расстройствами и депрессией, размыкая круг навязчивых идей или преодолевая неэффективное поведение клиентов.

Историческая справка

Метод логотерапии связан с именем австрийского психолога Виктора Франкла. Дело в том, что в 30-е годы прошлого столетия крепнущие психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера не учитывали ряд вещей. Адлер подвергался такой критике, что в центре его теорий – не сам человек, а дефицит человека (неполноценность). Психоанализ критиковался Франклом за пандетерминизм – по его мнению, человек – не есть продукт своего прошлого, также как он не является набором симптомов, исключающим свободу выбора. Он – не просто сумма биологии, психики и социального окружения, ведь последнее слово всегда стоит за личностью. Немыслимо, чтобы человек остался без проблесков свободы когда бы то ни было, и «неизлечимый психотик может потерять полезность для общества, но все равно сохранить достоинство человека», – таково психиатрическое кредо логотерапевта. В соответствии с традицией экзистенциальной философии, акцент приходится на духовное в человеке, его способности ответственно формировать собственную жизнь, наполняя её смыслом.

Психическое здоровье

Мы часто можем слышать о напряжении, как о чем-то чрезвычайном, от чего нужно избавляться и бежать сломя голову, и чем раньше мы с ним расправимся, тем лучше. Поиск смысла и ценностей непременно вызывает внутреннее напряжение, однако именно оно и есть залог психического здоровья. Как говорил Виктор Франкл: «Нет ничего в мире, что столь эффективно помогало бы справиться человеку даже с самыми плохими условиями, как уверенность в том, что смысл жизни существует». Он также считал опасным заблуждением психическую гигиену, предполагающую, что человеку требуется душевное равновесие. В действительности он нуждается в усилиях и борьбе за воплощение своих желаний, достойной его самого цели, а для этого просто необходимо напряжение между тем, что он уже есть и чем ещё может стать. Этот вызов потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено, справедлив не только по отношению ко здоровым личностям, но и к невротикам: у них этот механизм приобретает только большее значение.
Стремление человека к смыслу жизни может быть неудовлетворённым, тогда мы можем говорить об «экзистенциальной фрустрации». Она не патогенна и не приводит к неврозам в обыкновенном смысле, то есть к психогенным. По Виктору Франклу, экзистенциальная фрустрация играет большую роль, скорее, в так называемых ноогенных неврозах, потому что они имеют не психическую причину, а скорее ноэтическую (стремление к самопознанию и совершенствованию, выход за пределы привычного мировосприятия и мировоззрения). Когда мы говорим «ноологический», мы имеем в виду что-то, принадлежащее духовному ядру личности. Ноогенные неврозы складываются не из-за конфликтующих влечения и инстинкта, а из-за столкновения противоречащих друг другу ценностей, то есть конфликтов нравственности. В таких случаях уместна не психотерапия, а логотерапия, которая связана с духовными понятиями и призвана внести это измерение в существование человека.

Стоит отметить, что не каждый конфликт невротичен, значительный их массив вполне нормален и естественен. Как и страдание – не всегда патологическое явление (иногда оно в лучшем смысле достижение человека, если проистекло из экзистенциальной фрустрации). Озабоченность или отчаяние человека по вопросам ценности собственной жизни является духовным несчастьем, но не психическим заболеванием. И интерпретации этих состояний в связи с прошлым приводят к сохранению экзистенциального отчаяния клиента под грудой утешительных средств. Задача логотерапевта в том, чтобы провести клиента через экзистенциальный кризис развития и роста. Он должен помочь укрепить психическое здоровье клиента через принятие им ответственности, чтобы реализовать смысл собственного бытия.

Экзистенциальный вакуум и смысл

В процессе эволюции человек утратил часть основных животных инстинктов, что определяли и сохраняют особое поведение животных. «Такая защита, подобно Раю, закрыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор». Традиции неумолимо рушатся, являясь долгое время человеку опорой. Сейчас никакой инстинкт не говорит нам, что мы вынуждены делать, и никакая традиция не подсказывает, что должны. Всё чаще мы руководствуемся тем, что заставляют нас делать другие. Неслучайно, что многие из нас время от времени испытывают потерю ощущения того, что жизнь имеет какой-либо смысл, — это состояние и называется экзистенциальным вакуумом. Чаще всего оно может проявиться в скуке. Как писал Шопенгауэр, человечество обречено вечно колебаться между двумя крайностями – нуждой и скукой. Проблема состоит в том, что многие из нас не представляют, чем заниматься в свободное время, оно точно обескураживает своей свободой действий.

Случается, что с экзистенциальным вакуумом нас сталкивает ложный смысл, который изжил себя или никогда таковым не являлся. Как и наши ценности иногда могут оказаться лишь маскировкой скрытых внутренних конфликтов – это псевдоценности (наглядным примером служит фанатизм). Развенчание их свершается при встрече с достоверным и подлинным в человеке, например, с сильнейшим стремлением к столь значительной жизни, сколько она вообще может быть. Если это не даёт результатов, то человек не нашёл соприкосновения со своей истиной и просто выдаёт потребность в подавлении духовных стремлений. Ценности, однако, не движут человеком, они скорее тянут, а не толкают его – это удел смысла. В ценностях всегда выражается свобода человека в выборе: принять или игнорировать собственную жизнь. Некоторые авторы утверждают, что смысл и ценности суть «ни что иное как защитные механизмы, реактивные образования и сублимации». Но если вдуматься, стали бы вы стремиться жить, только чтобы спасти свои защитные механизмы? Конечно, нет, при всё том, что именно этот психический «фильтр» из защит позволяет нам нормально функционировать и быть в ладу с окружающими, удовлетворяя свои потребности. Но человек способен жить и даже умереть ради спасения своих идеалов и ценностей, а значит удовольствие и стремление к гармонии – не то, что им движет. Присутствие ноэтического (духовного и сознавательного) измерения как фундаментальной способности человека позволяет ему выходить за пределы самого себя (совершать акты самотрансценденции), возвышаться над своими телесными и психическими нуждами, забывать о них ради чего-то или кого-то, что имеет первостепенную важность.

Как найти смысл жизни?

1. Совершая подвиг
В героическом действии человек находит смысл всей своей жизни.

2. Переживанием ценности
Второй путь лежит через переживание а) чего-либо, как, например, смысла природы или культуры, или б) кого-либо в любви. Любовь, – пожалуй, единственный способ по-настоящему понять глубочайшую суть личности другого человека. По Франклу: «В духовном акте любви человек становится способным увидеть существеннейшие черты и особенности любимого человека, и более того, он видит потенциальное в нём. То есть то, что ещё не выявлено, не должно быть выявлено. Кроме того, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное». Любовь в логотерапии – не просто побочное явление сексуальных влечений и инстинктов. Любовь такой же фундаментальный феномен, как и секс, и в норме он позволяет выражать это чистое духовное слияние, именуемое любовью. Можно сказать, секс оправдан и даже необходим, как только и столь долго, сколько он является проводником любви.

3. Путём страдания
Если человек неизлечимо болен; бессилен перед стихийными бедствиями или событиями в мире; если он потерял всех людей, что были ему дороги; если что-то, делающее человека живым, необратимо исчезло, – он ступает по своему пути. Ему становится доступна высшая ценность и осуществление глубочайшего смысла страдания, а точнее – нахождение того отношения к страданию, которое он на себя берёт. Страдание прекращает быть наказанием в момент, когда его смысл, например, в жертвенности, обнаруживается. Это и есть один из центральных принципов логотерапии. Ядро человеческой деятельности – не в получении удовольствия или избежания боли, а скорее в видении смысла своей жизни. Потому люди готовы страдать, при условии, что оно имеет смысл. Традиционный психотерапевт видит в своих целях сохранить у клиента интерес к жизни и его работоспособность. Логотерапевт делает то же самое, но двигается дальше: в непреодолимых ситуациях позволяет клиенту вновь обрести способность к страданию, если это потребуется для сохранения себя и жизни.

Виктор Франкл делится воспоминанием о глубоком переживании, связанном с его пребыванием в Освенциме: «Мне показалось, что я скоро умру. Мое отношение к этой критической ситуации, однако, сильно отличалось от большинства товарищей. Их вопрос был: «Останемся ли мы в живых в этом лагере. Если нет, все эти мучения не имеют смысла». Вопрос, сверливший меня, был несколько другим: «Имеет ли всё это страдание, эта смерть вокруг нас, смысл? Если нет, значит нет смысла в спасении, так как жизнь, чей смысл требует таких несчастий – независимо от того, свободен человек или нет, – никогда не будет стоить этого, чтобы жить!»

Что ожидать?

Клиент самолично ответственен за выбор того, ради чего или за кого он считает себя ответственным. Поэтому логотерапевт ничего не проповедует и не назидает, он лишь поддерживает клиента в поиске личного смысла. Клиент решает сам, считает ли он свой смысл ответственностью перед обществом, совестью или перед Богом. Роль логотерапевта – в расширении зрительного поля клиента в той степени, чтобы весь спектр смыслов и ценностей стал осознанным и видимым ему. Он также не накладывает на пациента каких-либо оценок, «поскольку правда на самом деле говорит сама за себя и не нуждается в посредничестве».

Техники

Если наши питомцы, напакостив, тихонько прячутся в укромном месте, то это не значит, что в них проснулась совесть, это просто вариант тревожного ожидания, а именно – наполненное страхом предчувствие наказания. Человеку же присуща способность к рефлексии: он может быть судьей самому себе, своих собственных поступков, он даже способен отвергнуть самого себя. Самосознание и сознание позволяют ему превзойти своё телесное и психологическое. Разумеется, это используется в терапевтических целях.

Благодаря технике парадоксального стремления, или парадоксальной интенции, человек становится выше своих неприятностей. Для использования её необходимо чувство юмора как некой способности к самоотчуждению. Если мы умеем смеяться над собой, то можем с лёгкостью преодолеть различные волны напряжения, и оседлав их, направить на свой манер.

Парадоксальное стремление предлагает противоречивую попытку возжелать то, чего человек больше всего боится. Это может быть объект, действие или ситуация, в которой он избегает оказаться. Например, при страхе бессонницы, человек усиленно стремится заснуть, сопровождая усиленным вниманием то, удаётся это сделать или нет. Такое внимание отпугивает сон. Чтобы в него впасть, необходимо отпустить всякие попытки заснуть и оценку происходящего. Надо представить, что вы стараетесь не спать так долго, как только сможете – сон не заставит себя ждать. То же касается человека со страхом потливости, которому может быть достаточно предваряющей тревоги, чтобы в миг пропотеть от головы до пят. Позволяя себе вспотеть так сильно, как только возможно, человек справляется со своим недугом. Этот механизм применим ко многим проблемам и в особенности эффективен у пациентов с обсессивно-компульсивными расстройствами.

Если при помощи парадоксальной интенции мы делаем нашу тревогу смешной, нам так же необходимо уметь её в какой-то степени не замечать. И в этом сильна техника игнорирования, или дерефлексии. Суть её в отвлечении от страха ожидания на что-то иное. Диспозициональный психолог Гордон Оллпорт утверждал: «Как только мы начинаем концентрировать свои усилия не на внутреннем конфликте, а на каких-то внешних целях, жизнь в целом становится более здоровой, даже если невроз не исчезает до конца».

Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий