Ненависть: откуда берётся и что за ней скрывается?
Такое сильное чувство, как ненависть, исследуется с давних времён. Упоминания о нём можно встретить ещё в трудах таких великих философов, как Эмпедокл, Аристотель и Кант. Это явление изучается по сей день и даже существует в ряде социальных областей и дисциплин. Например, в судебной практике есть термин «преступления на почве ненависти», когда человек совершает насилие лишь на основании принадлежности человека к ненавидимой группе.

В психологии существует много определений ненависти. Это может быть ответом на угрозу свободе, жизни и ценностям. Если мы не отказываемся от способности чувствовать ненависть, она помогает нам переживать утраты, отказываться от отношений или дел, что действуют на нас разрушительно. Другие авторы определяют ненависть как тенденцию к определённому кругу переживаний или «заторможенное противоборство».

В отличие от гнева и другой сильной кратковременной эмоции, которая возникает в ответ на разовое нападение или угрозу, ненависть формируется под давлением продолжительной угрозы. Факторы, которые ощущаются человеком, как опасные, должны повторяться. Лишь те атаки или конфликты, что случаются снова, могут взрастить ненависть к конкретному лицу, группе, процессу или явлению.

Согласно модели Стернберга, ненависть включает три основных компонента:

1) Отрицание интимности
Человек стремится увеличить дистанцию и чувство неприязни к предмету ненависти.

2) Страсть
По отношению к ненавидимому человек испытывает гнев и страх – реакция на угрозу.

3) Обязательства
Обесценивание, или девальвация, на основе презрения.

Ненависть – сложное чувство, что включает такие эмоции, как гнев, мщение, депрессия, «интенсивная враждебность и отвращение». Также от гнева она отличается тем, что человек в ненависти ощущает свою некомпетентность, слабость и дискомфорт (это также свойственно ревности). Всё потому, что он не обладает эффективной защитой от предмета ненависти и от того унижения, физической боли или угрозы благополучию и ценностям, которые от него исходят.

Ненависть и предрассудки

Ненависть образует эмоциональную основу большинства человеческих предубеждений и предрассудков. А предрассудки рассматриваются как обязательное условие ненависти, ведь семена ненависти есть даже в неявных современных формах предрассудков. Социальные предрассудки предполагают явно негативное отношение к конкретным группам, а ненависть обычно сочетает множество предрассудков по отношению к объекту ненависти. В детстве мы легко впитываем предрассудки нашего окружения, но то не всегда ведёт к ненависти, хотя и усиливает негативные установки к предмету ненависти, и в значительной степени оправдывает её проявление.

Когнитивные искажения, или ошибки мышления, в образе незнакомой группы приводят к слишком широким обобщениям. Тогда проступки или деяния отдельных членов ненавистной группы легко переносятся на всю враждебную группу. К весьма ярким негативным ярлыкам можно отнести этнофолизмы. Это, например, известные всем «москали» в обозначении недружественного отношения к нам, а у прибалтов русские получили прозвище «тыбла», что образовано от известного матерного обращения – это так же искажающее сверхобобщение.

Тот, кого ненавидят, кажется более или менее ответственным за нанесение вреда ненавидящему. Такое приписывание ответственности приводит к недооценке и унижению или моральному исключению ненавидимой группы. Это значит, что человек позволяет себе не уважать права и свободы человека, делая исключение в гуманных принципах терпимости. К такому же результату могут приводить реальные или символические угрозы ценностям, нормам или благополучию, а также угрозы Я-концепции и социальной идентичности со стороны чужой группы.

Ненависть и любовь

Выражение «От любви до ненависти – один шаг» на деле выглядит психологически весьма сомнительным. Часто оно означает замещение множества положительных проявлений негативными эмоциями, конфликтами и агрессией по отношению к самым близким. Но у каждого случая может быть своя природа – ревность или разочарование, кратковременные или затяжные обиды, сама же ненависть приходит в последнюю очередь, вслед за целым рядом этапов охлаждения и отдаления.

Спиноза писал: «...любовь есть не что иное, как удовольствие (радость), сопровождаемое идеей внешней причины, а ненависть – не что иное, как неудовольствие (печаль), сопровождаемое идеей внешней причины». А Ремпел и Баррис вывели интегративную теорию любви и ненависти. Согласно ей, любовь – это мотив, основанный на придании особой ценности другому и направленный на поддержание его благополучия, в то время как ненависть строится на обесценивании другого и связана с целью мешать его благополучию.

У любви и ненависти диалектические отношения. По психоаналитику Отто Кернбергу: «Ненависть подразумевает интенсивную увлеченность объектом прошлой или потенциальной любви, объектом, который временами глубоко необходим. Ненависть является, в первую очередь, ненавистью к фрустрирующему объекту, но в то же время это также ненависть к любимому и необходимому объекту, от которого ожидают любви и от которого неизбежна фрустрация». Когда человек не может устранить фрустрацию яростью, она переходит в длящуюся потребность уничтожить объект, то есть к ненависти.

Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий