Психоанализ. Как работает метод?
В психоанализе клиенту предоставляется возможность говорить о своих мыслях и чувствах, свободно ассоциировать, озвучивая всё, что приходит в голову. Через выявление неосознаваемых моделей поведения и внутренних конфликтов прорабатывается травмирующий опыт.

Психоаналитик помогает

  • осознать вытесненные желания,
  • переосмыслить защитные механизмы своей психики,
  • обнаружить неосознаваемые мотивы поведения,
  • удовлетворить потребности, скрытые в бессознательном.

Кому подойдёт?

Этот метод хорошо подходит тем, кто интересуется глубинными причинами своего поведения, эмоций, желаний, страданий и страхов. Тем, кто готов рефлексировать и желает лучше понять себя, хочет пересмотреть восприятие вещей, измениться или начать чувствовать себя лучше. Психоанализ успешно справляется в тех случаях, когда менее интенсивная терапия не дает стабильных результатов. Кроме запросов в самопознании, трансформации и информации, психоанализ работает с запросом об исчезновении достаточно тяжёлого и длительного симптома. Конечно, это не значит, что к психоаналитику нужно обращаться, лишь дойдя до безвыходного состояния или перепробовав все краткосрочные методы терапии.

Что ожидать?

Сеансы психоанализа проходят в разговорном формате. Все техники направлены не только на обозначение причины текущего состояния, но и его проработку. Аффект - это чувства человека, которые возникают в отношении людей, окружающих событий и себя самого. Чтобы расщепить аффективный комплекс, то есть дать эмоциям выразиться, клиент делится воспоминаниями о ситуациях из своей жизни. Роль психоаналитика - услышать несоответствия, обратить на них внимание рассказчика и задать уточняющие вопросы, что выводит его на осознание скрытого материала.

В ходе сессий возникает сопротивление, которое с одной стороны выступает препятствием к осознанию, а с другой – помощником в опознании своих психологических защит. Через анализ сопротивления клиент сбрасывает с себя балласт ненужных психологических защит, обучаясь более зрелым и эффективным.

Анализ сновидений играет важную роль в психоаналитическом процессе. Во время сна защитные механизмы Эго ослабляются, так что образы, возникающие в нём, являются «королевской дорогой в бессознательное». Эти образы – некие ниточки, которые выглядывают наружу из бессознательного. И если за них потянуть, то можно вытянуть весь клубок внутреннего конфликта и работать с ним.

Анализ возникших у пациента чувств и мыслей по отношению к психоаналитику называется переносом. На этой технике обычно никогда не акцентируются, но специалист с ней работает, чтобы лучше понять ситуацию пациента. Возникает после полугода плотной работы.

Историческая справка
Психоанализ возник на рубеже XIX и XX веков. Зигмунд Фрейд является его отцом-основателем и по сей день остаётся самым цитируемым и известнейшим психологом. Признание относительности нормы послужило развитию толерантности к человеческим проявлениям, а его внимание к подсознательному легло в основу большинства психотерапевтических модальностей. Многие революционные в его время идеи сейчас научно доказаны и воспринимаются нами как что-то само собой разумеющееся.

Развитие психоанализа приходится на период, когда Фрейд, отдаляясь от неврологии, увлёкся врачеванием душ. Он занимался проблемами истерии – устаревшего диагноза, который в современных классификациях психиатрии распался на более конкретные. Фрейд предположил, что причина истерии, как и любого иного порождения внутреннего конфликта, – проявление подсознания и скрытых в нём неудовлетворённых желаний.

В то время истерию лечили душем Шарко или гипнозом. Эффектом последнего Фрейд был впечатлён и использовал его в личной практике. Но вскоре он открыл, что гипнабельность свойственна не всем, а сам по себе гипноз превращает пациента в безвольную куклу в руках терапевта. Он видел свою задачу в том, чтобы помочь человеку достигнуть глубины бессознательного, оставаясь в сознании, что в корне противоречило сути техники. Кроме того, он обнаружил, что спустя недолгое время симптомы возвращаются, поэтому недостаточно найти причину нарушения путём гипноза – пациенту всегда нужно помочь пережить свой травмирующий опыт.

Модели психики

Фрейд полагал, что всё, происходящее в психике человека, – следствие взаимодействия её глубинных неосознанных сил. Это по-новому объясняло поступки людей созвучно лебединой песне рационализма (в Викторианской эпохе считалось, человек может поставить под контроль все свои желания и импульсы). Из своих представлений Фрейд формирует топическую модель психики. Для наглядности её часто описывают метафорически, где сознательная часть – вершина айсберга, которая возвышается над водой, в то время как основная его часть находится под водой, и её сравнивают с бессознательным и предсознательным. Позднее Фрейд отмечает: есть какие-то силы, ответственные за подавление и репрессию воспоминаний о нашем опыте. Тогда он формулирует структурную модель, где рассматривает не столько психические слои в удалённости от сознания, а гипотетические структуры психики.
Движущие силы поведения человека

По Фрейду, в основе любой деятельности лежит инстинкт Эрос, или либидо – одновременно и сексуальная энергия, и энергия жизни, созидания и творчества. Конечная же цель любой деятельности лежит во власти Тонатоса, то есть влечения к смерти. Не стоит путать его с суицидальными мыслями: Фрейд подразумевал под ним стремление к покою, который достигается через выплёскивание либидозной энергии. У животных этот процесс выражается в рождении потомства, но у человека всё несколько сложнее. Перенаправляясь в творчество и достижения, либидо принимает социально приемлемый облик в виде различных сублимаций. Если эта энергия не находит разрядки, у человека возникают фиксации, мешающие самореализации или приносящие дискомфорт в жизнедеятельности.

Длительность анализа

В профессиональном сообществе бытует шутка: с психоаналитиком депрессия лечится за 12 месяцев, а сама по себе проходит за год. Время, безусловно, лечит. Но без должного анализа, с которым приходит понимание причин, вызвавших нежелательное состояние, ситуация вскоре может обрасти новыми психологическими проблемами поверх сокрытого, неразрешённого прошлого. Не исключено, что страдание вовсе не проходило, просто приобрело дозволенные формы и продолжает привносить негативный толк в жизнедеятельность. А значит, время лечит не любые раны. Хотя его служение неким анестетиком, который позволяет отдалить действенное решение глубинных проблем, часто воспринимается как достаточно исцеляющее.

«Психоаналитик не должен понимать всё слишком быстро», – утверждал Фрейд, подчёркивая, что психоанализ призывает к внимательному изучению и пониманию каждого проявления душевной жизни. Если симптом существует, значит он выполняет какую-то функцию. Иногда его экстренное устранение может обернуться куда более пагубными последствиями, чем поддержание. По этой причине психоанализ никуда не торопится и нацелен не на устранение симптома, а на его проработку. Если у вас невроз, то он формировался столько же времени, сколько вам лет. Поэтому терапия может занимать как месяцы, так и годы в зависимости от ситуации.

Психоанализ и наука

Сравнительная длительность анализа также строится на представлении о норме и патологии, отличном от медицинского подхода. В своё время Ницще говорил: «Добро и зло не более, чем условность». Между двумя понятиями нет никакой сущностной разницы – это просто выбор ценностей, которым вы следуете. А значит бездна между ними и вечное противостояние – продукт эмоционального окрашивания выборов. И как нет резона вставать на сторону абстрактных добра или зла, лишь действуя соответственно личным ценностям, так нет необходимости выбирать между здоровьем и болезнью. Проваливаясь в дихотомичное представление о норме, мы стремимся дать оценку своему состоянию, как-то эмоционально насытить образ актуального явления психики. Но тем самым мы можем отдаляться от смысла, таящегося в нём. Тогда это не только не решает проблему, но может её «закупорить» через стигму болезни.

Норма почти всегда является либо мнением большинства, либо усредненной меркой специалиста. Её ошибочность кроется в самой попытке универсализировать уникальный опыт индивида. Психоанализ не ориентирован на возврат к утраченному состоянию здоровья. Напротив, в рамках анализа может возникнуть лишь новое состояние, обусловленное реальным и безоценочным знанием о самом себе. Именно оно может стать катализатором чувства, что «теперь всё хорошо и я больше не нуждаюсь в помощи со стороны» или даже «я здоров». Таким образом, психоанализ направлен на самопознание и самоизменение, с которыми человек освобождается от страдания или изменяет своё отношение к нему. «А если он вдобавок ко всему ещё и лечит, то нам это только в плюс», – как шутливо отмечал Фрейд.

В настоящее время всё чаще можно услышать о новом витке развития психоанализа – нейропсихоанализе. Его основатель Марк Солмс в ходе исследований определил зоны головного мозга, в которых порождается аффект (эмоции), выявил, как он зарождается и куда направлены все нервные импульсы от его воздействия. Это понимание послужит созданию новых эффективных методик психотерапии и импульсом к развитию современных нейронаук.
Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий