Системная семейная психотерапия

На самом деле семья — это то, что вы создаете. Её укрепляет не количество голов, подсчитанных за обеденным столом, а ритуалы, которые вы помогаете создать членам семьи, общие воспоминания, забота и любовь, которые вы проявляете друг к другу, а также надежды на будущее


Мардж Кеннеди, героиня «Симпсонов»


Системная семейная психотерапия ориентирована на разрешение как личностных, так и семейных проблем через реконструкцию неэффективных правил, установок, мифов и моделей поведения семейной системы.

Кому подойдёт?

Воздействуя на семейную систему в целом, психотерапевт корректирует нарушения в ней, приводя к гармонизации всех членов семьи, в том числе обратившегося за помощью человека. В последующем уже сама семейная система закрепляет и поддерживает результат психотерапевтического воздействия.

Этот метод успешно справляется с конфликтными или неудовлетворительными отношениями супругов, между братьями и сестрами, детьми и родителями. В периоды беременности, после рождения ребёнка, когда дети покидают родительский дом и в другие кризисы, – если семье необходима помощь со стороны, системная семейная психотерапия в способности её оказать.

Историческая справка

Системный семейный подход возник после Второй мировой войны. В США в начале 60-х годов крепла гуманистическая идея – вместо того, чтобы наказывать человека за преступления тюремным заключением, сперва нужно дать шанс исправиться, пройдя психотерапию. Перед профессионалом ставилась задача: посылаем к вам семью, в которой живет наркоман, – добейтесь того, чтобы он перестал употреблять наркотики и нашёл работу.

Так, перед психотерапевтом ставится конкретная задача – без промедления сформировать у семьи мотив на получение психологической помощи, обрести желание изменений, чтобы первостепенно помочь родственнику. Создательница семейной системной психотерапии Вирджиния Сатир превосходно с этим справилась. Она описала систему воздействий, которая трансформирует семейные отношения хотя бы на время сеанса. Испытав что-то новое в кабинете психотерапевта, люди воспроизводили эти отношения уже в реальной жизни. В странах с развитой системой медицинского страхования такие задачи ставятся по сей день.

Существенное отличие системной семейной психотерапии от иных методов заключается в том, что она развивалась бок о бок с кибернетикой, а именно – общей теорией систем. Её создатель, австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического взгляда на мир». Ему характерно два положения:

1. Целое больше, чем сумма его частей;
2. Все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.

Поэтому клиентом выступает не один человек, – а вся семейная ячейка. Поскольку семья – это самоорганизующаяся система, то источник преобразований лежит внутри её самой. Таким образом, фундаментальная идея терапии состоит в том, что семейная система – это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями. Происходящее в семье зачастую не зависит от намерений и желаний конкретного её члена, потому что её внутренняя жизнь регулируется семейной системой как таковой, и каждый подчиняется её законам и правилам функционирования. Это – так называемый принцип тотальности системы.

Все члены семьи пребывают в динамических связях друг с другом. Эту подвижность взаимоотношений искусно подчеркнул семейный психотерапевт Александр Черников, говоря, что семья – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл».

Какие бывают семьи?
1. Функциональные
Такие семьи справляются с актуальными внешними и внутренними задачами.

2. Дисфункциональные
Соответственно, с этими задачами не справляются.

Других понятий нормы и патологии в системном подходе не существует. И каждая семья может оказаться дисфункциональной в какой-то момент. Дисфункцию легко распознать по конструкции рода «хотим, но не можем». Хотим, чтобы дети росли здоровыми, и не можем обеспечить для этого условия; хотим жить дружно и счастливо, но не можем этого достичь и т.д.


Функционирование семейной системы

Как и любая система, семейная система функционирует под воздействием двух законов:

1. Закон гомеостаза
«Каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было»

Говоря проще, система в целом стремится остаться без перемен, застыть в нынешней точке своего развития. Это справедливо как по отношению к гармоничным семьям, так и неблагополучным. Для последних закон гомеостаза – вещь неприятная, потому что множество мучительных и неприятных вещей случается в дисфункциональных семьях, а этот закон только укрепляет трудное положение, делая его стабильным.

Закон гомеостаза действует и на уровне индивида, выражаясь примерно в таких мыслях и ощущениях: перемены хуже, чем то, что есть; если сегодняшнее «плохо» мне знакомо и понятно, то перемены пугают своей неопределённостью.

2. Закон развития
«Каждая система должна пройти свой жизненный цикл»

У всего есть начало и конец. Как человек рождается и умирает, семейная система должна создаться и завершиться. Причины, что дают семье возможность пройти этот жизненный цикл – брак, изменения возраста людей и стадии психического развития.

Параметры семейной системы

Терапевту, чтобы произвести изменения, необходимо понять происходящее в семье, исследуя её по следующим параметрам:

Стереотипы взаимодействия
Сначала уясним, что сообщение в семье – любое событие. Если мать гремит посудой, то все понимают, что она на них сердится. Если громко хлопнуть дверью, то это сообщение также легко прочитывается.

Сообщение может быть двух типов:

  • Конгруентным, когда содержания сообщения, передаваемых по двум каналам (вербальному и невербальному) совпадают. Примером может выступить, когда на вопрос: «Как настроение?», – человек отвечает с искренней улыбкой: «Всё хорошо».

  • Неконгруентным, когда словесная часть сообщения противоречит языку тела. Тогда на этот вопрос человек отвечает теми же словами, но с искажённой улыбкой или претензией, читаемой на лице.

Если ребёнку часто посылают неконгруентные сообщения, он не может разрядиться и выйти из общения, оставаясь в напряжении. Он попадает в двойную ловушку, где любой выбор никогда не является верным.

Правила

Они бывают гласными и негласными, культурно заданными или уникальными в каждой отдельной семье.

Всё, что касается распределения ролей и функций, семейной иерархии, что кому позволено, что хорошо, а что плохо – семейные правила. И преступать через них крайне опасно. Хорошим примером того, что случается, если нарушать семейные правила – роман «Анна Каренина» Льва Толстого. Кроме тех правил, что позволяют реализовать любого рода насилие в семье, содержательно дисфункциональных правил не существует. Разрушительный характер проявляется лишь там, где правила трудно изменить, когда действительно настала пора поговорить и что-то поменять.

Мифы
Миф – это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения: «Мы – это...». Или «мы – семья героев/врачей/неудачников/победителей/интеллигентов…». Миф зачастую плохо осознается, хотя и формируется в течение трёх поколений, ярко отражаясь на мотивах членов семьи.

Границы

Семейная система имеет свои границы, которые её определяют. Трансформацию внешних границ семьи можно легко отследить в истории. В Советском Союзе были совершенно размытые границы. Считалось, что «государство – лучший воспитатель». Так выросло целое поколение, воспитанное в детских учреждениях. Если изменял муж, на него вправе было донести, и тогда парторганизация могла даже потребовать прекратить роман на стороне.

Сейчас семейные границы стали закрываться – считается хорошим знаком, если ребёнок не ходит в ясли. С закрытыми семейными границами велик шанс размывания внутренних границ. Тут родители много времени посвящают детям. Взрослые берут ответственность за какие-то детские дела, а дети берут взрослые на себя. Семья дисфункциональна, если в ней происходят вертикальные коалицииобъединения родителя с ребёнком против другого родителя или других детей. Дети должны быть детьми и с детьми за одно, а когда родитель навязывает ребёнку роль своего родителя, защитника, друга и кого угодно, но только не собственного ребёнка – это неправильно.

Стабилизаторы

Функциональные стабилизаторы – это общее место проживания, общий бюджет, общие дела и развлечения. Дети же не должны быть стабилизаторами, потому что они растут, развиваются и рождены жить своей, отдельной от родителей жизнью. Сепарация зачастую происходит так трудно именно потому, что родители перекладывают на ребёнка свои взрослые проблемы. Также к дисфункциональным стабилизаторам относят болезни и нарушения поведения.

Семейная история

Семейная история даёт возможность узнать некие стереотипы и особенности, которые повторяются из поколения в поколение. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся. Например, уровень дифференциации. Это понятие было введено Мюрреем Боуэном и означает оно «степень эмоциональной независимости и самодостаточности людей, составляющих семью. Чем более высок уровень дифференцированности, тем более функциональна семья».

Жизненный цикл семьи
Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий, которые проходит каждая семья. Крайне важно решать задачи каждого периода своевременно – иначе они будут тянуться в следующие этапы развития будущей семьи, что чревато для её членов (в особенности, детей).

В добрачном периоде человек ищет партнёра и производит ревизию семейных ценностей. Он проживает «время монады», обретая как финансовую, так и психологическую независимость.

Найдя партнёра, люди образуют семью (брак, совместное жильё) – наступает стадия новой семейной пары. Самое главное в этом периоде – появление нового чувства «Мы» на смену отношениям «Я и Ты». Партнёры должны договориться о правилах семьи и адаптироваться друг к другу (в привычках, требованиях, культурных и сексуальных ожиданиях).

На следующей стадии семьи с маленькими детьми супруги должны принять новую роль родителей и снова передоговориться о правилах: кто, как и когда заботится о ребёнке? В этот период у людей часто появляются ощущение, что они стали отдаляться, и происходит пик супружеских измен: мужчина чувствует себя обделённым любовью супруги – вся она устремляется ребёнку.

На стадии, когда дети идут в школу можно проверить эффективность правил воспитания, которые ребёнок усвоил в семье. Если ребенок справляется со всеми школьными требованиями, то семья функциональна: ему помогают и его поддерживают. В противоположном случае ребёнку вселяется неверие в его силы: семья почти не имеет своих внутренних правил, а присваивает себе социальные.

На стадии с детьми в подростковом возрасте ребёнок переживает кризис идентичности – ему нужно обрести некоторую независимость, а для этого родители должны пересмотреть систему детско-родительских отношений, увидев в нём взрослого. Вдобавок кризис подростка сталкивается с кризисом среднего возраста родителей. И если, подводя промежуточные итоги, выходит, что жизнь сложилась не так, как загадывалось, они ищут причину, и подчас винят в этом ребёнка, – что подкрепляет трудность подросткового кризиса. Успешное прохождение этапа выражается в сепарации ребёнка от семьи.

На стадии после отделения детей родители переживают так называемый синдром пустого гнезда. Они могут ощущать потерю и чувство пустоты, тревогу или скуку. Им нужно вспомнить – они не только мама и папа, но и личности с собственными интересами, мечтами и планами. Здесь же случается второй пик измен и перестройка системы отношений поколений. Супруги учатся принимать новые социальные и семейные роли, в том числе бабушек и дедушек, поддерживая центральную роль среднего поколения.

Что ожидать и техники
Самая базовая и универсальная техника – циркулярное интервью. Психотерапевт общается с семьей, задаёт ей вопросы, внимательно следит за тем, чтобы члены семей, находящиеся в конфликте или в аффекте, совсем не общались между собой на приёме. Люди должны общаться через терапевта, а если есть действительная необходимость поговорить друг с другом, тогда психотерапевт это считывает и позволяет.

Первые вопросы, которые задаются, – пока прямые вопросы: кто направил, что говорил, на что ориентировал? Далее необходимо распознать суть проблемы. Надо выяснить, как она выглядит в настоящее время и когда возникла? На каком фоне, что есть триггер, и если эта ситуация повторяется, как раньше с ней справлялись? Как она понимается всеми членами семьи и почему она сохраняется, иными словами, какую функцию в себе несёт?

После психотерапевт переходит к предписаниям – финальной фазе приёма. Семье даётся некое указание, как им поступать между этим приёмом и следующим соответственно ситуации. Как правило, это предписание поведения или поведенческого ритуала. Предписание может быть парадоксальным или прямым, что задаёт нужный вектор поведения или формирует ритуал, фокусирует проблему или расставляет границы.

Рассмотрим действие парадоксального предписания. Механизм деструктивного поведения разрушается, если оно парадоксально подкрепляется как нормальное и желательное (когда члены семьи стремятся только усилить тревожащий симптом). Так происходит, потому что внешняя мотивация снимает напряжение потребности, ослабляя мотивацию внутреннюю, и желание продолжать делать по-прежнему спадает.

Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий