Транзактный анализ
Транзактный анализ (ТА) помогает осознать особенности отношений (транзакций) между состояниями нашего Я: Ребёнка, Родителя и Взрослого, – а также обнаружить последствия дисбаланса в этих взаимоотношениях.

Психотерапевт помогает:

  • лучше понять себя и достигнуть автономии,
  • преодолеть трудности в общении, побороть свою робость, агрессивность или недостаток уверенности в себе,
  • научиться решать проблемы, используя все ресурсы взрослой личности,
  • освободиться от неэффективных жизненных сценариев, реорганизуя собственную жизнь.

Кому подойдёт?

Транзактный анализ подходит для терапии клиентов в различных состояниях, от семейных и супружеских проблем до неврозов и личностных расстройств. Для его эффективности важно, чтобы клиент научился применять концепции и принципы ТА. Так как он строится на обучении, ключевым условием становится способность клиента осмысливать и использовать приобретенные умения и знания.

Вне терапии используется в образовательной системе, что помогает учителям плодотворно общаться с учениками, избегая напрасных конфликтов. Также ТА – мощный инструмент при анализе организаций, подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге. Среди социальных работников, религиозных деятелей, в полиции и в любой иной сфере, где есть необходимость в понимании людей, уместно использование идей из транзактного анализа.

Историческая справка

Транзактный анализ был разработан психотерапевтом Эриком Берном в 60-е годы ХХ века. Его метод позволял проанализировать поведение конкретного человека и наладить взаимодействие с окружающим миром. Являясь последователем фрейдизма, Берн идёт дальше психоанализа. Несомненно, связь между Я-состояниями Родителя, Взрослого, Ребенка с фрейдовскими Суперэго, Эго и Ид существует, однако это не то же самое. Пусть Фрейд признаёт влияние наших детских переживаний на всю последующую жизнь, он не раскрывает механизмы воздействия. Именно это делает Берн, уделяя ещё больше внимания межличностному поведению. Использование мифов, метафор и аналогий в ТА позволяет легко проникнуть в саму суть вещей. Анализ социального поведения через термины «ритуалы» и «игры» содействует простому пониманию происходящего между людьми, как и понимание себя через сравнение жизненного плана со сценарием.

Философия ТА базируется на такой посылке: «все люди – ОК». Каждый обладает способностью думать и определяет свою судьбу. Каждому подвластно изменять свои решения, и ответственность за них – только на нас самих. Если часть из решений приводят к нежелательным последствиям для нас как взрослых, то мы можем сформировать другие, более подходящие. Но изменяемся мы не просто потому, что начинаем осознавать собственные паттерны поведения, а благодаря активному принятию решений к их изменению, которое может оказаться адекватным и устойчивым.

Все мы имеем ценность, значение и достоинство как люди, что может выражаться так: «Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя – таким, какой есть ты. Временами мне может не нравиться то, что ты делаешь, однако я всегда принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты как человек всегда ОК, хотя твое поведение может и не быть ОК». Мы не подстраиваемся друг под друга, а находимся на одном уровне, даже если у нас разные достоинства. Это справедливо и в случаях, когда мы отличаемся по расе, возрасту и религиозным убеждениям.

Модели эго-состояний

Чтобы показать, как люди устроены психологически, в транзактном анализе используется модель эго-состояний.

Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три состояния Я:

«Если я веду себя, мыслю и чувствую по принципу «здесь и теперь» и реагирую на то, что происходит вокруг меня, используя весь потенциал взрослой личности, то я нахожусь в эго-состоянии Взрослого. Временами я могу вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из моих родителей или других людей, которых я воспринимал как родителей. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Родителя. Иногда я возвращаюсь к поведению, мышлению и чувствам детства. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Ребенка», – транзактный аналитик Ян Стюарт.

Если структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго-состояние, то функциональная модель делит их на части, чтобы показать, как мы их используем: по характеру поведения и полезности: позитивно (+) или негативно (-).

С того момента, как в середине 60-х годов книга Берна «Игры, в которые играют люди» стала бестселлером, ТА стал частью популярной психологии. Многие авторы шли по пути коммерческого успеха и исказили оригинальные идеи, что популярны по сей день. Вы могли слышать про сверхупрощённую модель: «Когда я мыслю, я во Взрослом. Когда я чувствую, я в Ребёнке. Когда я делаю оценочные суждения, я в Родителе», – она не учитывает, что мы можем и думать, и чувствовать, и делать оценочные суждения в любом из трёх эго-состояний. Более того, она умалчивает о временных рамках эго-состояний. Берн подчеркивал, что Родитель и Ребёнок являются эхом прошлого, когда Взрослый существует в настоящем.

Как мы общаемся?

Мы можем обращаться к окружающим из одного из трёх состояний Я. Они в свою очередь могут ответить из одного из их эго-состояний. Такая коммуникация называется транзакцией. При обмене транзакциями мы сигнализируем, что признаём человека, а тот возвращает это признание, которое в языке ТА называется поглаживанием. Все мы нуждаемся в них для поддержания своего физического и психологического здоровья. 

Жизненный сценарий

В детстве каждый из нас принимается писать свой жизненный сценарий. И речь не про смелые фантазии стать Бейонсе или великим учёным, когда мы вырастем. Этот сценарий описывает стратегию, выработанную нами для выживания в мире, полном опасностей. Вырастая, мы не освобождаемся от наших детских воззрений, – мы продолжаем действовать, чувствовать и мыслить в том числе из эго-состояния Ребёнка даже в мудром возрасте. Пребывая в нём, мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире – угроза не просто удовлетворению наших потребностей, но даже существованию. Тогда мы искажаем восприятие реальности, чтобы оно вписывалось в наш жизненный сценарий. Став взрослыми, чтобы его сохранить, мы можем неосознанно вступать во взаимоотношения, что повторяют отношения с нашими родителями в детстве. Причём делаем это неосознанно. Тогда один из партнёров играет роль Родителя и Взрослого, а другой — Ребёнка, и в этих отношениях вместо шести проигрываются лишь три эго-состояния, что называется симбиозом

Но как говорил Клод Штайнер, один из основателей транзактного анализа: «Сценарии жизни – то, что мы выбираем, но можем не выбирать». В этом и есть одна из задач транзактного аналитика – помочь клиенту переписать сценарий, который изжил себя. 

Игры, в которые играют люди

В родительской семье мы замечаем, что одни чувства поощряются, а на другие накладывается запрет. Для получения поглаживаний мы неосознанно выбираем чувствовать только то, что разрешено. Проигрывая наш сценарий во взрослости мы по инерции скрываем истинные чувства, замещая их теми, которые в детском возрасте позволялись, – рэкетными (или ложными). Если мы испытываем рэкетное чувство, но не выражаем его, то в этом случае мы собираем марки, как бы коллекционируя все фальшивые чувства, сохраняя их для «большого куша», чтобы игра в «хорошего мальчика» воздалась наградой (которой может и не быть).

Все люди играют в игры, по ТА, – это повторяющаяся последовательность транзакций, в результате которой обе стороны испытывают рэкетные чувства. Люди играют в игры для подтверждения основной жизненной позиции или укрепления своего жизненного сценария, не осознавая, что делают: они проигрываются вне осознания Взрослого, даже несмотря на то, что играют в одни и те же, свои любимые игры. Их обстоятельства могут меняться, как и игроки, но всегда остаётся неизменным вот что – паттерн, некий свод правил и ожидаемый результат. Играя, мы следуем устаревшим стратегиям поведения. Ведь игры были инструментом, которым мы в детстве обеспечивали себе то, в чём нуждались. Во взрослости перед нами открывается арсенал всё больших возможностей и эффективных способов поведения для достижения желаемого. 

Драматический треугольник

Транзактный аналитик Стивен Карпман разработал простую для восприятия, но высокоэффективную диаграмму для анализа игр – Драматический треугольник. Согласно ей, один и тот же человек в игре принимает то одну, то иную сценарную роль: Преследователя, Спасителя или Жертвы.

Находясь в одной из этих ролей, люди реагируют, исходя из своего прошлого, а не реальности «здесь и теперь», используя при этом старые сценарные стратегии, которые они взяли на вооружение детьми или заимствовали у своих родителей. 

Что ожидать? 

Психотерапевт руководствуется тремя лозунгами, как их называет Берн. Все они восходят к медицинской этике:

1. Главное — не навредить. Вмешательство осуществляется только в случае необходимости и до надлежащей степени. 
2. Целительная сила природы. Организм всегда внутренне тянется к здоровью, как психологически, так и в физическом плане. Задача психотерапевта – устранить препятствия к естественному исцелению и росту. 
3. Психотерапевт оказывает помощь клиенту, но исцеляет его Бог. Другими словами, психотерапевт применяет наиболее соответственное ситуации вмешательство, избегая причинение боли или вреда, а доводит до конца всё природа.

Сначала устанавливается цель визита к психотерапевту – «контракт» в ТА. Если точно сформулировать не выходит, то клиенту в этом помогают. Сперва в работе может быть акцент на ослабление симптоматики или социальный контроль. В целом, ход терапевтической работы уникален в каждом случае, как писал Берн: «К сожалению, весьма трудно дать какие-либо рекомендации, кроме общих предложений, по работе с людьми, которые по определению чрезвычайно индивидуальны». 

Но в общих чертах метод ориентируется на такие вещи:

  1. Структурный анализ: осознание первоисточников поведения в понятиях Я-состояний или их заражения, с последующим обеззараживанием их через объяснение.
  2. Транзактный анализ: поиск и обозначение транзакций, времяпрепровождения, игр и сценариев. В том числе клиента учат различать реакции Родителя, Взрослого и Ребенка, основам теории и концепций Я-состояний – уже на первых сессиях.

Техники

В настоящее время в рамках транзактного анализа используется большое количество разнообразных техник: от психоаналитических до психодрамы и гештальта. Вот некоторые техники собственно ТА: определение эго-состояний, жизненного сценария и транзакций, анализ игр, работа с системой Рэкета, игнорированием, симбиозом, мировосприятием и искажением, а так же структурирование времени. Все они призваны помочь людям достигнуть автономии, для которой нужно многое осознать, открыть в себе спонтанность и способность к интимности. Именно автономия несёт в себе такое важное умение, как решать различные проблемы, используя все ресурсы взрослой личности.

Остановимся на одной из техник, которую вы можете применить с целью самопознания уже сейчас. Чтобы определить себя в эго-состоянии Ребёнка, вспомните последние 24 часа. Отметьте случаи, когда вы были в позитивном Адаптивном Ребенке. Каким было ваше поведение в каждом случае? Можете ли вы вспомнить, какие детские ситуации вы проигрывали? 

Проделайте то же самое для случаев, когда вы были: в негативном Адаптивном Ребенке; в позитивном Свободном Ребенке; в негативном Свободном Ребенке; в эго-состояниях Родителя; Взрослого.

Выпишите слова, которыми, на ваш взгляд, можно описать кого-либо из ваших знакомых в каждом из эго-состояний.

Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий