“Закрыть гештальт” — значит завершить засевшие в памяти травматические ситуации, в которых нам не удалось удовлетворить какую-то потребность. Говоря проще — закончить дела, которые мешают нам свободно двигаться дальше. Если вы понимаете эту фразу, по сути, вы уже представляете, как работает популярный метод гештальт-терапии.
Он помогает человеку возобновить контакт с собой “здесь и сейчас”, оставив позади груз прошлого. "Перепроживая" незавершённые дела, мы освобождаемся от всего, что до сих пор “болит”, чтобы не пропускать жизнь, которая происходит с нами сейчас.
Подробнее о методе гештальт-терапии рассказывает
эксперт DoTherapy Александра Лунева, гештальт-терапевт, специалист по работе с горем, утратой и ПТСР, член ассоциации специалистов информированных о расстройствах пищевого поведения (АРППС).
Что даёт гештальт-терапия?- установить подлинный контакт с миром,
- осознать свои вредные стереотипы в поведении,
- освободиться, разрешив «незавершенные» ситуации из прошлого,
- создать гибкие формы сознания (справиться со страхами, иллюзиями и бессилием),
- взять ответственность за свои выборы и избегания,
- развить личностный потенциал.
Кому подойдёт?Гештальт отлично помогает людям с психосоматическими, психическими и экзистенциальными проблемами (одиночество, траур, депрессия, безработица, бессмысленность, неэффективность). Подойдёт всем, кто желает прийти к новому качеству и максимальной полноте жизни.
Как проходит гештальт-терапия?- В ходе беседы специалист помогает клиенту сконцентрироваться на собственном опыте, замечать то, что в нём происходит и как. В диалоге гештальт-терапевт проясняет, какое место самое заряженное для клиента, где больше всего переживаний. Согласно «Теории парадоксальных изменений» гештальт-терапевта Арнольда Бейсера, пока человек не принимает себя в той точке, в которой он сейчас, ему недоступны изменения. Поэтому в терапии исследуется, что мешает клиенту сделать выбор и возвращается ответственность за свою жизнь. Иногда достаточно бывает сказать «и это твой выбор», для того чтобы клиент принял себя в реальности и захотел с чем-то расстаться.
- Гештальт-терапевт внимательно наблюдает, слушает и отмечает любые изменения клиента. Смена позы, изменение голоса, замирает клиент или наоборот активизируется — для гештальт-терапевта это знак, что что-то изменилось у клиента, и его задача — выяснить что.
- Эксперименты — “амплификация” (усиление симптома), “пустой стул” и т.д. — помогают клиенту проверить свои фантазии и убеждения, прожить и отпустить прошлое или приобрести новый опыт в безопасной обстановке.
Остановимся на технике «пустого стула». О ней много говорят, но говорят неправильно.
Зачем используют технику «пустого стула»?- Помочь клиенту отреагировать амбивалентные чувства;
- Снять напряжение в отношениях или что-то изменить в них.
Как проводится?Клиент приходит с темой полярности — двумя конфликтующими крайностями (чувствами, образами, стремлениями), между которыми он не может определиться. Терапевт расспрашивает про эти части и ставит пустой стул. Уточнив, к какой полярности клиент эмоционально ближе сейчас, терапевт просит клиента представить на пустом стуле свою вторую часть, с которой он конфликтует.
Терапевт спрашивает: “Какой текст у тебя рождается из этой роли к части, которая на стуле?” Клиент озвучивает послание, и терапевт его запоминает.
Затем клиент пересаживается на пустой стул и берёт на себя роль другой части, к которой нужно прислушаться, в то время как терапевт будет озвучивать послание от первой части.
Следующий момент часто упускают, а он очень важный: после озвучивания послания терапевт обязательно спрашивает: «Что ты чувствуешь в этой роли, когда это слышишь?». И после ответа клиента задаёт следующий вопрос: «Что бы ты хотел ответить?»
Теперь терапевт и клиент меняются местами. Терапевт озвучивает послание второй части, спрашивает про чувства у клиента, спрашивает ответ и снова пересаживает клиента. (обычно не больше 3-4 раз).
В конце этой техники клиенту могут задать вопрос, напоминает ли это что-нибудь из его жизни. Обычно это значимые взрослые из детства, которые “поселились” в нашей голове в роли неустанных критиков. У терапевта и клиента нет задачи помирить эти части, но сделать их видимыми и проявленными. Так проходит «незавершённость» ситуаций, которая поддерживала неэффективное поведение.