Источники тревоги: где тревога, а где – страх?

Что такое тревога?

Тревога, наравне со страхом и надеждой – особая предвосхищающая эмоция, которая обеспечивает её особое положение среди других эмоциональных явлений. Ей описывают ощущение опасения или предчувствие, что в будущем мы столкнёмся с непредсказуемыми негативными событиями, которые нельзя изменить или предотвратить.

Этой мысленной остановке на потенциальной опасности часто сопутствуют различные некомфортные ощущения в теле, такие как возбуждение (потливость, учащение пульса), мышечное напряжение или головная боль.

Согласно концепции интерперсонального психоаналитика Гарри Салливана, тревога оказывает значительное влияние на межличностные отношения и является главной причиной большей части психологических страданий.

Однако сама по себе тревога – нормальное эмоциональное состояние, которое время от времени посещает каждого человека. Если она становится слишком сильной, то отрицательно сказывается на нашей продуктивности и здоровье. Тем не менее, умеренная тревожность бывает даже полезной. Именно она мотивирует нас делать что-то «на совесть», учиться и работать с усердием, совершенствуя свои навыки и способности, быть готовыми к трудностям и защищаться от возможных угроз.

Потому, если вы страдаете от избыточной тревожности, не стоит пытаться избавиться от неё насовсем. Оптимальной целью будет работать с тревогой для уменьшения уровня настолько, чтобы она не оказывала разрушительного влияния на жизнь и повседневные дела.

Тревога или страх?

Часто понятие тревоги считают взаимозаменяемым страху. Однако страх возникает лишь при столкновении с немедленной реальной или воображаемой угрозой. Он вызывает сильную физиологическую реакцию настороженности, чтобы обеспечить человеку успешное бегство, позволяя выжить перед лицом опасности.

Тревога в свою очередь – ожидание некоей будущей угрозы, она предшествует страху, который возникает, когда опасность уже осознана и конкретизирована. Например, волнение о том, как пройдёт выступление на следующей неделе – отражение тревожности. Ощущение всплеска адреналина, которое можно испытывать, уже находясь перед публикой, описывается страхом.

Существует и иное воззрение, согласно которому страх переживается при витальной опасности, то есть когда нечто угрожает существованию человека как живого существа или целостности организма. Тревога же возникает при угрозе социальной, личностной: опасность угрожает ценностям человека, потребностям Я, его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе.

Источники тревоги

По мнению Салливана, в основе тревоги лежит один источник – отношения со значимым взрослым, качества эмпатической связи с ним. Если родитель не удовлетворяет потребности малыша, это приводит к нарушению биологического равновесия и ощущению межличностной ненадёжности, порождающих тревогу.
Известная неофрейдистка Карен Хорни также находила отношения между родителями и ребёнком решающими в развитии тревожности. Ребёнку в первые годы важно закрывать базовые потребности (биологические нужды: сон, пища и т.д.). Потребность в безопасности, полностью зависящая от родителей, определяет стремление ребёнка быть любимым, желанным и защищённым от враждебного мира.

Если родители не проявляют необходимую любовь и тепло, ведут себя сумасбродно, насмехаются над ребёнком, много требуют, сами являются тревожными или не выполняют обещаний, чрезмерно опекают или оказываются безразличными, оказывая явное предпочтение другим детям в семье, то велика вероятность развития тревожности.

По мнению Хорни, главная цель развития человека – это стремление к самореализации, а тревога – основное противодействие этой тенденции. Не бывает, чтобы один единственный фактор стал причиной для развития тревожности, всегда существует некоторая совокупность, препятствующая развитию ребёнка. В результате неё у дитя развивается не чувство «мы», а переживание глубокой ненадёжности и смутной озабоченности – «базисная тревожность». Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который ребёнок видит как потенциально враждебный себе.

Создатель отечественной семейной психотерапии Александр Захаров поддерживают идею, что беспокойство, испытываемое детьми до года, может быть предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств, например, при тревоге и страхах у ближайшего окружения или травмирующем жизненным опыте, тревога перерастает в тревожность – устойчивую черту характера. Но, по мнению автора, «происходит это не раньше старшего дошкольного возраста»: только к 7 или 8 годам ребёнок может обрести черту личности, определяющей чувство беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.

Перемены в социальных отношениях вызывают значительные трудности у детей и также могут быть причиной тревожности. Множество детей, приходя в дошкольное учреждение становятся беспокойными, плаксивыми и замкнутыми, что главным образом связано с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.

В школе тревожность может провоцироваться воспитателями и учителями, использующих преимущественно авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок. Противоречивость воспитательной фигуры вызывает тревожность у ребёнка, потому что он не может прогнозировать собственное поведение. Регулярная изменчивость требований воспитателя, обусловленность его поведения настроением и эмоциональная лабильность приводят к растерянности у ребенка, тогда он не может решить, как ему следует поступать в том или ином случае.

Нет никаких сомнений в том, что излишняя тревожность сильно мешает жить. Если вы столкнулись с такой проблемой – заходите на DoTherapy, и наши специалисты помогут вам.


Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий