Групповая терапия отлично исследует отношения между людьми, показывает, насколько человек открыт к другим, вовлечен в других, а также имеет ли он эгоцентрические склонности.
Взаимоотношения в группе показывают, как именно взаимодействует человек в социуме, выявляя проблемные зоны коммуникаций.
Групповой формат наглядно показывает, как человек справляется с трудностями в коммуникации, вместо рассказа о них, как это происходит в индивидуальном формате. В группе в режиме реального времени (без искажений участников) исследуются отношения между людьми, определяются наиболее эффективные стратегии коммуникации, обнаруживаются личные затруднения, которые человек испытывает в реальных отношениях со своим окружением.
Группы могут быть построены таким образом, что участники получают некий теоретический или информационный материал, который ведущий сообщает заранее или на самих встречах. Могут быть предложены домашние задания или запланированные темы. Но при этом у участников есть большая свобода: они могут сами формировать и предлагать темы для обсуждения, а еще — оказывать поддержку и терапевтическую помощь друг другу. В этом смысле эффект групповой работы превосходит возможности индивидуальной.
Кроме того, групповая терапия позволяет эффективно поддерживать желательные изменения. Дело в том, что после окончания сеанса личной терапии клиент возвращается в свое привычное окружение: в семью, рабочий и дружеский коллектив. И если с клиентом в терапии происходят изменения, то окружение относительно него в этом смысле остается прежним. Часто оказывается очень непросто отстаивать и закреплять приобретения, полученные на терапии. Групповая терапевтическая работа является хорошим противовесом группе вовне на период созревания и закрепления новых навыков коммуникации. Группа помогает апробировать в безопасной среде новые социальные приобретения, прежде чем их использовать в жизни за пределами терапевтического пространства.
Также в группе есть возможность перенимать у других членов группы эффективные навыки коммуникации. Человек гораздо легче обучается новым моделям поведения, если есть наглядный образец и пример для подражания.