В здоровом теле – здоровый дух! Цветок потенциалов Ананьева

По прогнозам, в современном мире человечество входит в новый этап технологического развития, в котором постепенно будет возрастать число болезней, которые буду нас обременять. Чтобы прожить долгие годы с тем или иным недугом, мы должны учиться приспосабливать свои цели и методы их достижения к ограничениям, что диктуются состоянием здоровья.

Согласно педагогическим психологам Елене Николаевой и Оксане Ельниковой, вне зависимости от причин заболевания, услышав диагноз, люди ведут себя по-разному: либо подчиняясь течению болезни, либо контролируя своё поведение для сохранения активной жизненной позиции.

Закономерно возникает вопрос: почему люди, знающие о возможностях облегчения или избавления от страдания, вызванного симптомами болезней, выбирают неконструктивную модель поведения: либо «активное отбрасывание мысли о болезни», либо «уход от болезни в работу»?

Внутренняя картина здоровья

Отказ от серьёзного отношения к здоровью, равно как, к болезни, может быть объяснён как внешними обстоятельствами (например, трудностью получения квалифицированной медицинской помощи), так и субъективной оценкой человеком своего состояния.

В психологии для обозначения такой субъективной оценки своего здоровья и модели поведения, которой придерживается человек для его удержания, используется понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ).

Автор уникального метода социореабилитации Юлия Некрасова в 1984 году предложила этот конструкт (ВКЗ) для описания ментальных моделей восприятия, которые повышают порог возникновения заболевания у человека.

Уровни психического отражения здоровья

По Борису Ананьеву – важной фигуре в отечественной клинический психологии – внутренняя картина болезни включает в себя 3 уровня психического отражения здоровья:

1. Когнитивный компонент

Наша совокупность представлений о здоровье: субъективных или мифологических умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения, укрепления и развития здоровья;

2. Эмоциональный компонент

Переживание здорового самочувствия – ощущений, что определяют наш эмоциональный фон (спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и др.);

3. Мотивационно-поведенческий компонент

Те усилия, стремления и конкретные действия здорового человека, исходящие из его системы верований и целей.

Адекватная ВКЗ позволяет человеку поддерживать состояние здоровья на должном уровне, избегать риск возникновения заболевания и противостоять воздействию патогенных факторов

По мнению экзистенциального психотерапевта Виктора Кагана, ВКЗ – это не врожденное индивидное образование, а личностное, способное к развитию. Она существует у каждого и подразумевает особое отношение к здоровью, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Согласно представлению психофизиологов Веры Меренковой и Елены Николаевой, чтобы люди были здоровыми в условиях высокой заболеваемости, «необходимо не столько сохранять здоровье, сколько формировать его». При развитии отношения к собственному здоровью растёт степень согласованности всех компонентов его внутренней картины, и возможностей для его формирования и укрепления.

Цветок потенциалов Ананьева

ВКЗ формируется в ходе социализации и воспитания, начиная с младенчества, и в разные периоды жизни отношение к своему здоровью меняется. По исследования педагога-психолога Валентины Кабаевой, у подростков более выражен практический компонент отношения к здоровью – они готовы укреплять здоровье по просьбе других людей (или даже по собственной инициативе). У взрослых более выражен эмоциональный компонент – они более чувствительны к своим жизненным проявлениям, «к эстетическим сторонам здравосозидания».

В 1996 году Ананьев создал изящную программу развития и формирования внутренней картины здоровья – «Цветок потенциалов». Она символически изображается в виде цветка, лепестки которого образуют узор взаимосвязанных потенциалов, что отражают аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Главная цель программы – максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов:

  • Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – наша способность развивать свой интеллект и пользоваться им. Развить его поможет когнитивно-поведенческая терапия, развивающие стратегии обучения, нацеленные на концентрацию внимания, и методы, направленные на остановку внутреннего диалога (медитация).

  • Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность к самореализации: умение ставить реальные цели и, пользуясь адекватными средствами, достигать их. Его можно развить с помощью ориентированной на решение краткосрочной психотерапии, экзистенциальной психотерапии, логотерапии, групп личностного роста.

  • Потенциал тела (физический аспект здоровья) – это способность человека развивать физическую составляющую, осознавать собственную телесность как свойство личности. Можно развить в телесно-ориентированной терапии и гештальттерапии, биосинтезе.

  • Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека открыто выражать свои чувства, а также понимать и безоценочно принимать чувства других. Развить сферу чувственного поможет аналитическая и клиент-центрированная психотерапия, эмоционально-образная терапия, сенситивный тренинг.

  • Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – способность человека позитивно адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Развитию общественного потенциала содействует системная семейная психотерапия, сказкотерапия, социально-психологический тренинг, тренинги профессионального общения.

  • Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – это способность человека к созидающей активности, к творческому самовыражению в жизни и деятельности, выходу за рамки ограничивающих знания и сковывающих стереотипов. Поможет арт-терапия (рисование, музыка, танцы и т.д.), тренинги креативности.

  • Духовный потенциал (духовный аспект здоровья) – способность развивать духовную природу человека. Занимается трансперсональная психотерапия, потрясающая психотерапия Ананьева, медитация.

Важно отметить, что пусть не каждый подход одинаково подходит для каждой задачи, в большинстве случаев нет необходимости выбирать определённый метод психотерапии для развития одного из потенциалов.

Самое главное в психотерапии – контакт, доверительные терапевтические отношения специалиста и клиента. Именно благодаря ним в рамках сессий клиент может пережить новый опыт принятия и уважения для возможности личностного саморазвития, а после – перенести его в жизнь.

В DoTherapy есть специалисты разных модальностей, которые смогут помочь вам целиком раскрыть все ваши потенциалы.

Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий