Юнгианский психоанализ
Вы когда-либо наблюдали такие совпадения в жизни, которые совсем не казались случайными?

Оценивая внешне, бывает трудно или вовсе невозможно объяснить, почему связанные друг с другом события произошли одновременно без всякой на то причины. Почему беда, настигшая любимого человека, и наш сон об этом может случиться одномоментно? Почему незнакомый человек в первом же диалоге продолжает вашу мысль в точности до слова? Юнг предложил объяснение, которое назвал «синхронией», или «синхронностью».

В чём суть этого явления, а также что такое «душа» и в чём причины нашего психического состояния – читайте далее.

Юнгианский психоанализ

«Трудно открыть человека, а самого себя – труднее всего; часто дух лжет о душе» – Фридрих Ницше

Юнгианский психоанализ фокусируется на объединении сознания, личного и коллективного бессознательного, что достигается благодаря активному воображению, техникам свободных ассоциаций и аналитических интерпретаций. Процесс строится на свободном диалоге двух личностей, в котором аналитик – реальный, открытый и искренний человек, использующий свои знания и навыки на благо клиента. Юнгианцы считают, что все люди, какое бы тяжёлое время не переживали, потенциально здоровы, талантливы и способны к позитивным изменениям.

Кому подойдёт?

Идеальные клиенты юнгианского аналитика – взрослые люди с развитым символическим (непрагматическим) мышлением, которые находятся в духовном кризисе. Активно применяется в работе как со здоровыми людьми, так и в качестве клинического подхода в отношении различных психопатологических состояний: нарциссизм, психосоматика, депрессия, истерия, шизофрения и прочее. В целом у юнгианского анализа обширный спектр применения: длительный психоанализ и краткосрочное консультирование, индивидуальная и групповая терапия, бизнес-консультирование, арт-терапия, прикладной психоанализ и т.п.

Историческая справка

Карл Густав Юнг – всемирно известный швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии, философ, востоковед и теолог. Он стал первым президентом Международной ассоциации психоанализа и погрузился в глубинное изучение мифов, легенд, сказок и их взаимодействие с миром психопатологии. В определённый момент во взгляде на природу бессознательного Юнг сильно отличался от Фрейда, основоположника классического психоанализа. Это привело к разрыву отношений, и далее каждый пошёл своим путем, следуя своему творческому гению.

Это событие стало истинно драматичным, за которым последовало, как он сам говорил, время «внутренней неопределённости» или «творческой болезни». Шесть лет он вглядывался в «пучину» своего бессознательного, после чего преподнёс аналитическому сообществу новую структуру психического и по сути создал новый метод психотерапии – юнгианский психоанализ.

Архетипы, бессознательное стремление к целостности, личностное развитие – ключевые идеи Юнга. В отличие от психоанализа тех времен, Юнг уделял внимание доэдиповой фазе (до 3 лет) психического развития, проблемам пациентов второй половины жизни и тем, кто переживает духовно-смысловой кризис (работал в экзистенциально-гуманистическом уклоне). Он выдвинул идею коллективного бессознательного, что выступает ключевым понятием аналитической психологии и становится революционной идеей ХХ века. Он возражал против того, что личность исчерпывающе определяется её опытом, обучением и воздействием окружающей среды, напротив, он утверждал, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».

Личный интерес Юнга к восточной философии, квантовой физике, психологии религии стимулировал его учеников и последователей стремиться быть на передовой в естественнонаучной и гуманитарной мысли, искать связь психотерапии с другими областями знания. Потому аналитическая психология не превращается в догму, она творчески преображается сообразно нуждам и особенностям каждого поколения и конкретной культуры.

Психическая реальность и душа

Для самого Юнга единственной «очевидностью», как он говорил, «высочайшей действительностью» было психическое.

В большей степени западному типу мышления свойственно считать, всё, что «реально», так или иначе постигается органами чувств. Психика долгое время воспринималась как «вторичная» реальность, результат физических начал – в духе: «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени». Поэтому реальность сводилась к материальности, что на деле представляет лишь фрагмент реальности как целого.

Восток оказался мудрее – он относит к реальности всё, и потому ему не нужны понятия «сверхреальность» или «экстрасенсорика» по отношению к психическому. Юнг считает, что сущность всего держится на психике. «Между неведомыми эссенциями духа и материей заключена реальность психического». Так наша психическая реальность – единственная реальность, переживаемая нами. И судьба как наша, так и всего человечества – в нас самих и нашей психике, в особенности, бессознательной.

Психика – всеобщность нефизической жизни – рациональной и иррациональной, личной и коллективной, сознательной и бессознательной. Она включает не только интеллект или разум, но и ощущения, чувства, интуицию и влечения. Именно этот взгляд Юнга на психическое как на душу, а не просто на разум позволил принять во внимание связь психического с историей, религиозными верованиями и духовностью, столь важными в понимании человека. Так Юнг учитывает одну из отличительных черт человеческого бытия – способность человека к символизации. И он старается «нащупать границы души», исследуя сознательные компоненты психического: Эго, самость, психологические типы и др., а также его бессознательное – в личном и коллективном аспектах, их взаимосвязь с влечением, инстинктом, волей и свободой выбора.

Архетипы

По Юнгу, существует наследуемая структура психического, которой сотни тысяч лет. Именно она побуждает нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. Определенность выражена в так называемых архетипах, то есть универсальных образах и символах, что формируются с незапамятных времён. Архетипы – это всё, что было пережито человечеством и стало системой реакций, которая невидима, а потому в большей степени влияет на индивидуальную жизнь – наши мысли, чувства, поступки. И это «не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов».

Принцип дополнительности и всеединство

Юнг был уверен в абсолютном единстве всего сущего – это навело его на мысль: физическое и ментальное, подобно пространственному и временному, – категории человеческие, психические, не отражающие реальности в точности.
Исходя из самой природы человеческих мыслей и языка, мы непременно вынуждены всё делить на противоположности: как бессознательно, так и в наших утверждениях на уровне сознания. По факту эти антиподы – фрагменты одной и той же реальности.

Сотрудничество Юнга с физиком Вольфгангом Паули привело обоих к убеждению, что изучение физиками глубин материи, а психологами – глубин психического может быть лишь разными способами подхода к единой скрытой реальности. И в этом принцип дополнительности применим ко всем наукам: ни одна из них не может быть в высшей степени объективной, потому что наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый объект – надо взаимодействовать с научным сообществом и познавать явление с разных сторон.

Синхрония

Вы когда-либо наблюдали совпадения в жизни, что казались неслучайными?

Оценивая внешне, бывает трудно или вовсе невозможно объяснить, почему связанные друг с другом события, произошли одновременно без всякой на то причины. Почему смерть близкого человека и наш сон об этом может случаться одномоментно? Почему незнакомый человек в первом диалоге продолжает вашу мысль в точности до слова? Юнг предложил объяснение, которое назвал «синхронией», или «синхронностью». Она зиждется на универсальном порядке смысла, который является дополнением к причинности. Синхронные явления связаны с архетипами. Природа архетипа – «не физическая и не ментальная, она принадлежит к обеим областям». Поэтому они случаются одновременно и в материи, и ментально. По мнению Юнга, в особом состоянии психики человек может получить временный доступ к «абсолютному знанию» – области, где нет границы времени и пространства.

Либидо

Либидо – не просто сексуальная энергия, а общая жизненная сила, психическая энергия вообще. Выходя за рамки представления о разуме, как о простом приводном ремнём влечений, либидо приобретает значение чего-то более мистериального и невыразимого. Это всё то внимание, «которое человек уделяет внешним или внутренним объектам, флюид магнетизма, существующий между людьми, привлекательность определенных качеств или предметов, способность приводить в действие внешние предметы, заставлять что-то делать самого себя, других людей».

Отталкиваясь от закона о сохранении энергии в физике, классический психоанализ полагает, что невыраженное либидо выливается в симптом. Юнгианский – что энергия всегда куда-то направляется, но не обязательно в симптом: она может оставаться свободной, будучи в распоряжении Эго. Также она может сохраняться «в резерве» бессознательного, открываясь сознанию в нужное время в нужном месте. Ещё одна часть, связанная с вытесненными ожиданиями, может осознаваться лишь при высвобождении предыдущих.

Энергия проявляется в наших ценностях, которые выражаются в затратах времени, деньгах или физических усилиях. Но все эти ресурсы ограничены, поэтому возникает необходимость выбирать. Если эта энергия свободна и легко возникает в ответ на обстоятельства, то мы принимаем выбор меньшим напряжением. Если энергия удерживается в бессознательном, то это может вызывать у нас беспокойство, депрессию и прочие нежелательные состояния.

Прогресс и регресс

Либидо плотно связано с такими понятиями, как прогрессия и регрессия. Если мы движемся вперёд, если мы психологически адаптированы – в этом наш ежедневный успех и прогрессия. Прогрессия отличается от психологического развития или индивидуации – она лишь олицетворяет непрерывный жизненный поток, течение жизни. Этот поток обычно прерывается конфликтом или неумением приспособиться к изменившимся обстоятельствам или жизненным условиям.

В общем виде прогрессия выражается либо экстравертно, когда она действует соответственно влиянию окружающего мира, либо интровертно, когда она прислушивается к миру внутреннему, к условиям нашего Эго.

Регрессия также осуществляется двумя путями: либо как уход от внешнего мира – когда мы интровертно «зависаем» в состоянии вялой задумчивости, либо в форме бегства в экстравагантное переживание внешнего мира – экстраверсию.

Нарушение поведения появляется там, где у энергии нет полярности. Юнг применил к сфере психики принцип противоположностей из физики, который гласит, что «поток энергии создается разницей потенциалов между полюсами». Не бывает равновесия, если мы не знаем, какие есть крайности. Энтропия – направление, противоположное энергетическому потоку. Это статическое состояние, в котором у потенциалов нет разницы, а следовательно, нет и психической энергии. Его можно встретить в момент смерти – физической или психической.

Иначе говоря, если этот контраст полярностей снижается, энергетический поток становится меньше, и человек больше предрасположен к определённому поведению. Это может выражаться как в приходе к психическому заболеванию, так и к состоянию совершенной, непоколебимой гармонии.

Чего ожидать?

Особой юнгианской политики, жёсткой мыслительной конструкции, как таковой, не существует. Дипломированный аналитик волен говорить и делать так, как ему видится правильным в помощи клиенту становиться тем, кто он есть и кем ему предназначено быть. Как во время обучения на аналитика никто не может ему навязывать, в какой степени следует придерживаться «партийной линии», так и клиент свободен от назиданий, а самостоятельная работа последнего наоборот поощряется.

Что касается длительности, анализ позволяет высвободить огромное количество энергии, и никто кроме вас не может сказать, когда ему полагает закончиться, – если вы следуете своему подлинному пути, собственному предначертанию.

Методы и техники

Специалист может как сочетать другие методы психотерапии с юнгианским психоанализом, так и заимствовать техники у иных направлений. Аналитик стремится подобрать уникальный набор методов и техник для каждой личности. Самые известные методы юнгианского психоанализа: анализ сновидений, свободные ассоциации, активное воображение.

Сны не говорят на вербальном или логическом языке, они обретают свой голос на языке символов. Поэтому, чтобы их понять, необходимо учиться говорить на этом языке бессознательного, отмечая его богатство символов и образность архетипов. Клиент устанавливает связи образов с явлениями в бодрствовании, свободно «играет» с различными явлениями сновидения, чтобы можно было интерпретировать его смысл. Такая техника называется амплификацией, и ей юнгианский метод свободных ассоциаций отличается от раннего фрейдовского. Сновидческие образы – не просто знаки, которые необходимо раскодировать или перевести. Каждый элемент сна обладает индивидуальным значением, которое наилучшим образом может быть истолковано лишь самим сновидцем, и никем более. Так клиент объединяет сознательное понимание и бессознательные процессы на интеллектуальном, эмоциональном и интуитивном уровнях, приближаясь к пониманию самого себя.
Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий