Кризис семи лет: как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
Ещё недавно ребёнок играл с друзьями в детском саду и дремал днём. Отправляясь в школу, он испытывает настоящий стресс – новые обязанности переворачивают образ жизни с ног на голову. Чего ждать от семилетки? Если этим летом вы будете готовить первоклашку к школе – обязательно читайте статью.

Для родителей кризис семилетки точно дежавю: опять восстают эти «я сам», «не хочу» и «не буду», как с трёхлетним малышом. Но что интересно, чем интенсивнее проявления кризиса, тем быстрее он заканчивается. А длиться он может пару месяцев или растянуться до года.


Некоторые родители и вовсе его не замечают: в значительной степени этот кризис – внутренний. Но это опасно – так взрослые не могут поддержать малыша. Скорее всего, ребёнок не проговаривает, что его беспокоит, и приходит к пассивному протесту: часто болеет, затормаживается, становится рассеянным и отказывается ходить в школу.


Что даёт кризис младшего школьного возраста?


Кардинальные изменения в сознании маленького человека. Если дошкольник живёт по принципу «что вижу, то и говорю; что чувствую, то и делаю», до первоклассник утрачивает эту непосредственность и наивность. Между желанием и действием у него теперь проскальзывает мысль: «А что со мной будет, если я сделаю так?» Теперь он прогнозирует, беспокоится о результате и может отказываться от действия. С тем, как разделяются внешняя и внутренняя стороны личности ребёнка, он становится не таким предсказуемым и понятным, как был раньше.


У ребёнка формируется внутренняя позиция школьника – появляется потребность в знаниях и общении с другими людьми на ином уровне. По мнению отечественных детских психологов Даниила Эльконина и Василия Давыдова, у семилеток ведущая игровая деятельность естественно сменяется учебной: игры не приносят уже столько пользы, сколько обучение. Примерно к этому возрасту у человека созревают лобные доли, которые отвечают за самоконтроль. Растёт устойчивость внимания, развивается образное мышление и мелкая моторика (рука теперь способна к письму).


А ещё в школе ему встречается такая авторитетная фигура, как учитель, которая выставляет ему оценки. У ребёнка зарождается способность сопоставлять и сравнивать себя с другими. Из множества мелких успехов и неудач у него складывается мнение, насколько он успешен или нет. – здоровая или неадекватная самооценка. Это сильно влияет как на развитие ребёнка, так и далёкое будущее человека.


Как помочь младшему школьнику мягко перенести кризис и адаптацию к школе?

Рекомендации родителям:


• Введите новые традиции с началом первого учебного года

По мере взросления типичным диалогом в семье школьника становится: – «Как дела в школе?» – «Нормально» (= не твоё дело). Да и всё. Если родители перестают спрашивать ребёнка о чём-либо, кроме уроков и отметок, это непременно аукается им в подростковом возрасте. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени, по-настоящему интересоваться им. Вместе смотрите мультфильмы, читайте книги и обсуждайте их после за чашечкой какао. Играйте в увлекающие вас игры и гуляйте не только в большой и шумной компании из друзей или родственников, но и наедине. Не переставайте узнавать друг друга, выдумывая новые активности, которые будут вас сближать.


• Поймите важность общения со сверстниками

Может огорчать, что ребёнок вместо компании мамы и папы всё чаще будет предпочитать сверстников. Отныне его ждут первые настоящие друзья, общие приключения и тайны. В больших городах современных детей боятся выпускать гулять одних, да и времени – с работой у взрослых, со всеми кружками, секциями и домашними обязанностями у школьников остаётся не так-то много. Однако, постарайтесь устраивать детям совместные прогулки и походы в гости к их друзьям.

• Привейте правильное отношение к школьным отметкам

Ребёнок обычно думает так: поставили «5» = «я молодец», «4» = «не такой уж я и молодец», «3» = «я совсем плохой». Оценка – это не более, чем формирование навыка, понимание того, как хорошо ребёнок разобрался в определённой теме. Не поленитесь напоминать ему, что на самом деле значат оценки. «5» = тема освоена полностью, «4» = есть пробелы, а может, просто отвлекся и отметил другой вариант ответа, «3» = нужно ещё подучить материал.

• Расскажите о буллинге

Это обязательно перед тем, как отправить ребёнка в школу! Расскажите о таком деструктивном поведении группы, как травля. Проговорите, что подобное поведение недопустимо и, если он сам станет участником, жертвой или свидетелем буллинга, то просто обязан сообщить об этом взрослым.

• Показывайте любовь всеми доступными способами

Вы замечали, как с ростом ребёнка вы всё реже ему улыбаетесь, любуетесь им и говорите о своей любви? В то время как претензий и нравоучений меньше не становится. Если ваш ребёнок уже не позволяет целовать себя, отнеситесь к его границам уважительно. Но не будьте скупы на выражение любви, гордости за него и радости от того, что он есть. Это важно знать и слышать в каждом возрасте! Учитесь выражать свои чувства сдержаннее: похлопайте по плечу, прикоснитесь к волосам, похвалите или поддержите на словах.


• Дайте ребенку возможность решать проблемы самостоятельно

Когда он способен. Но ему по-прежнему ещё необходима помощь родителей. В таких случаях вы можете направить ребёнка, помочь советом или поддержать. Худшее, что вы можете сделать, – броситься сделать за него всё, тем более в отсутствии просьбы. Учитесь передавать ответственность.
Например, вы можете помочь составить чек-листы, что важно не забывать с собой в школу, и заламинировать его. Теперь ребёнок сам будет отмечать, что сложил в портфель.

Если у первоклашки долго не получается справиться с домашней работой, не надо решать задачи по математике вместо него – он сам должен освоить эти знания. Предложите больше отдыха после школы и только потом настаивайте на продолжении дел. Если это не помогает, выявите причины: может, он прослушал тему или чего-то не понимает, в таком случае стоит обратиться за советом к учителю или нанять репетитора.


• Примите ребёнка как есть

Так и он сумеет принять собственные индивидуальные особенности. Особенно если взрослые помогут ему развить способности и обернуть недостатки на пользу себе.

В этот период родителям особенно нервно, будто они сдают экзамен на родительство, когда предъявляют своего ребенка на суд общества. В детском саду можно было и списать поведение на детскую незрелость («перерастет»), но в школу уже идёт вполне взрослый человек. Родителям может приходить множество разнообразных отзывов на свое «творение», и порой крайне жёстких и критичных. Учителям нужно, чтобы ребёнок встроился в систему школы, не мешал и был удобным. Вам важно сохранять стойкость к валу критики и не поддаваться соблазну тотчас же переделывать ребёнка в «сверхпослушного». Помните, что школа – это временно, а ребёнок у вас навсегда!

• Помогите стать более уверенным в себе

Нарисуйте дома ствол «дерева успеха». Если каждый день он будет записывать на стикер, что у него сегодня получилось, и клеить его на это дерево, то в конце очень пышная крона будет наглядным доказательством того, как много всего он умеет и достигает.


• Обсуждайте с ребёнком разные темы

Делитесь с ним своими планами и интересуйтесь его мнением по семейным вопросам. Слушайте его доводы внимательно и не перебивайте.


• Оставьте в режиме дня время для игр и отдыха

Первокласснику может быть необходимо больше личного пространства и времени. Дайте его, ведь одиночество – важное средство для самопознания. Кроме того, ему бывает тяжело резко отказываться от дневного сна. Но если нет – не стоит насильно его укладывать, и вот почему.

У семилетнего ребенка развиваются зоны мозга, отвечающие за волю и сдерживание импульсов, обобщение, абстрагирование и произвольность. Первый класс вынуждает ребёнка тратить колоссальное количество психической энергии, чтобы не идти за своими импульсами. Он сидит и слушает учителя, в то время как каждую минуту ему хочется делать что-то более увлекательное. По этой причине первоклашки часто просто падают в кровать после школы или, наоборот, носятся как заведённые – что также говорит о психической усталости. И тут очень важно позволить детям отдыхать после школы, как им необходимо.

• Хвалите за достижения и поддерживайте новые начинания

Одного слова «молодец» или «умничка» часто бывает недостаточно, чтобы вызвать в ребёнке гордость за то, что он делает. Используйте описательную похвалу (как и критику) – откажитесь от односложной оценки ребёнка, и отмечайте то, что он конкретно сделал. Например: «Вижу, тебе удалось самостоятельно собрать рюкзак!» Или говорите о своих чувствах: «Как я рада, что ты помыл посуду! Значит я могу лечь спать раньше, спасибо!»


• Рассказывайте ребёнку о периоде до его рождения или пока он был маленьким

Доставайте архив фотографий и делитесь давними историями. Какие песни ему пели и какие сказки читали, что любил делать малыш и как вёл себя в то время – это усиливает эмоциональную связь.
Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий