Эксперимент “Маленький Альберт”. Как научить бояться?
Откуда растут фобии?

Эволюционная теория гласит, что дело в генетике. Каждый из нас предрасположен к отдельным видам страха — высоты, животных, темноты и др, — потому что с ними предки имели больше шансов на выживание.
Но далеко не всегда предрасположенность развивается в настоящую фобию.

Согласно бихевиоризму, наши эмоции очень зависят от индивидуального опыта. И фобия как всеохватывающее чувство страха тоже формируется в нём: мы на всё учимся реагировать.

В 1919 году отец бихевиоризма Джон Уотсон и психолог Розали Рейнер провели один из самых неэтичных в истории науки эксперимент, который показал, что панически бояться можно научить чего угодно — даже белых и пушистых. Как? Рассказываем в статье.

Историческая справка

Джона Уотсона интересовало, как у человека вырабатывается условная реакция страха. Он заметил, что его дети не испытывают страх перед громом и молниями, и задумался над методами, как его выработать для их безопасности.
В 1919 году он и его помощница представили результаты исследования с одиннадцатимесячным мальчиком, которого они назвали Альбертом Б.

Как проходил эксперимент?

1 встреча

Сперва маленькому Альберту подносили крысу, на которую он реагировал нейтрально или позитивно — хотел играть и тянул ручки. На следующем этапе вместе с прикасанием крысы раздавали громкий пугающий звук молотка по стальной планке. Ситуация повторялась дважды, в результате чего Альберт отпрянул, хныкал и прятал лицо.

2 встреча

Спустя неделю малыш не пытался дотронуться до неё, а если её пододвигали ближе, то немедленно одёргивал руку. Исследователи проверили, не отторгает ли ребёнок все полученные вещи, дав ему кубики. Альберт играл с ними в обычной манере, и тогда эксперимент с крысой продолжили вместе с подачей звука — пять показов, после которых, не дожидаясь, он начинал кричать, отворачивался и быстро отползал при виде животного.

3 встреча

Спустя ещё пять дней Альберту снова показали крысу, и он боялся. Чтобы понять, перенёсся ли страх на других похожих животных, показали кролика. Реакция была мгновенной — мальчик сильно отклонился назад и начал плакать. Придвинули ближе — быстро уполз прочь. Затем проделали то же с собакой, подносили и другие пушистые предметы: маску Санта-Клауса с бородой, меховое пальто. Альберт кричал, плакал и уползал.

4 встреча

Через пять дней Альберту снова показали собаку и кролика вместе с ударом молотка, чтобы усилить страх. А затем увели в просторную, освещённую солнцем, комнату. Страх остался, но всё же снизился. Затем реакцию решили снова освежить и подали Альберту крысу вместе со звуком. Теперь и в новых условиях он снова проявлял острую реакцию страха на животных.

5 встреча

Через месяц реакции сохранялись: когда животные или чем-то похожие предметы приближались, Альберт хныкал и кричал. А если их нужно было трогать, то ещё закрывал лицо обеими руками, ногами пытался оттолкнуть, сосал палец, чтобы чувствовать себя комфортнее.

Результаты

Исследование показало, что условные реакции страха сохраняются, в том числе на похожие предметы, хотя бы на месяц, пусть они и ослабевают.
Условную реакцию страха можно вызвать, представляя его с неприятным, неожиданным и необъяснимым звуком.

Критика

В ходе эксперимента ребёнка принуждали касаться чего-то избирательно, а ещё время от времени немного “освежали” реакцию страха. Из-за этого Уотсона обвиняют в ненаучности методов эксперимента — условия их проведения должны быть стандартизированными. Ещё одна проблема — в будущем эксперимент не смогли повторить другие учёные, а сейчас не позволит этика, в то время как для надёжности результатов важно, чтобы они подтверждались следующими исследованиями. Тем не менее, эксперимент вошёл в историю как классический и сильно повлиял на развитие психологии.
Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий