Выученная беспомощность

Механизм выученной беспомощности, по сути, непоколебимая вера в собственное бессилие.

Все мы сталкивались когда-то с беспомощностью — состоянием, когда кажется, что в конкретной ситуации от нас ничего не зависит, и сделать что-то для её предотвращения или изменения мы не можем.

Если подобное состояние многократно проживается в травмирующей среде, подкрепляющей бесполезность попыток по активному преобразованию себя и мира в желаемые, оно генерализуется и может переноситься на многие другие жизненные ситуации — так и возникает выученная беспомощность.

В статье расскажем про эксперименты, открывшие миру это явление.

Эксперимент Майера и Селигмана

Молодой выпускник Мартин Селигман, в будущем лидер позитивной психологии, уже на заре своего профессионального пути сделал наблюдение, которое заложило основу известнейшей теории о выученной беспомощности.

В лаборатории Пенсильванского университета он вместе с другим молодым аспирантом Стивеном Майером использовал павловскую схему эксперимента над собаками для исследования природы беспомощности.

В нём первая группа собак могла предотвратить болевое воздействие тока, нажав на панель носом для отключения питания системы. Вторая получала тот же шок, но попытки этих животных никак не влияли на результат — разряды тока прекращались только тогда, когда связанная с ней собака из первой группы нажимала на выключающую панель. Третья группа была контрольной и вообще не подвергалась болевому воздействию.

После такой «тренировки» их помещали в ящик с перегородкой, через которую любая могла бы перепрыгнуть в безопасное место и избежать боли. Так поступили все, кроме собак из второй группы, не имеющих опыта «спасения» от боли: большинство из них жалобно скулили, метались, а после смиренно ложись на дно ящика и переносили всё ужесточающиеся удары током.

Выводы исследователей

Селигман с Майером пришли к умозаключению: к беспомощности приводят не просто неприятные события, а опыт их неконтролируемости. Если активные попытки действовать ни к чему не приводят, животное усваивает: «на неприятности повлиять нельзя — они приходят и уходят сами по себе», — и выучивается беспомощности.

Продолжение экспериментов: от собак – к людям

В дальнейшем многие учёные — Селигман, Лангер, Роден, Хирито и другие, — провели множество исследований беспомощности на людях. Они показали, что даже очень непродолжительного опыта неконтролируемости внешнего мира достаточно, чтобы выученная беспомощность как бы зажила своей собственной жизнью и начала управлять нашим поведением.

Ромек рассказывает про эксперимент, в котором две группы людей решали простые логические задачи. Им предлагалось обнаружить в серии картинок «лишний» элемент по какому-то принципу.

Участники одной группы получали оценку «верно» за правильный ответ и «неверно» за неправильный. Ответы другой группы испытуемых оценивали хаотично, в случайном порядке.

В результате у первой группы с соответствующими последствиями количество правильных ответов возрастало, что было противоположно результатам второй — у них значительного улучшения результатов не было, и многие достаточно скоро отказывались продолжать эксперимент. Если исследователи настаивали на продолжении, то участники совершали ещё больше ошибок, потому что искали сложные решения в очевидных задачах.

Выводы Ромека

Опыт неподконтрольности последствий закономерно приводит и нас, и других животных к пессимизму, утрате стремления к активному предотвращению трудных ситуаций.

Мы с младенчества учимся контролировать внешний мир, и нам важно видеть результат воздействия. Если между действиями и последствиями нет видимой связи (или последствия однообразны, или отсутствуют), мы учимся беспомощности, воспринимая мир непредсказуемым и неподконтрольным.

Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий