Как наладить отношения с коллегами, когда "не клеится"?
Никак не клеится на работе?

Мы проводим на рабочих местах так много времени и нам важно, чтобы это место приносило удовольствие, чувство самореализации и ощущение собственной значимости. И это не исчерпать вознаграждением деньгами — мы ждём признательности за свою работу, ищем приятного общения и радостные моменты в течение дня.

Когда работа не приносит удовлетворения, часто люди говорят, что проблема в тех, с кем приходится работать. Но будем реалистами — мы не можем надеяться, что люди вокруг вдруг начнут вести себя по-другому. Они останутся, как есть, — вы не в силах менять их характер, но можете развить определённые навыки и применять некоторые приёмы, чтобы изменить отношения между вами в сторону большей теплоты и уважения.

Чтобы общение с коллегами было приятное и эффективное, вам нужно дать им почувствовать, что вы каждого из них понимаете и уважаете персонально. Открыться людям и создать предпосылки, чтобы они прислушивались к вам, — достигнув этого, вам станет легко общаться практически с каждым, и не только на работе.

Развивайте уверенность в себе

Многим кажется, что слова играют главную роль в общении, но на самом деле куда большее значение имеет то, как вы выглядите. По исследованию Альберта Мейерабиана, лишь 7% информации мы воспринимаем из слов, 38% — через интонацию, 55% — через наши невербальные сигналы (то, как мы двигаемся, какое у нас выражение лица, поза и жесты).

Если вы думаете, что у вас был всего один шанс произвести впечатление с тем, как вы впервые распахнули двери офиса, — это не совсем так. Первое появление имеет большое значение, но на нём всё не заканчивается. Есть один секрет: первый беглый взгляд на вас утром тоже производит сильное впечатление, которое сохраняется на протяжении всего дня. Вот вам рекомендация: заходите в офис или на онлайн-встречу торжественно и приветливо, даже если опаздываете. Поправьте внешний вид, сделайте глубокий вдох, можете вспомнить что-то приятное: любимое место или песню, дорогого вам человека, какое-то событие, — прочувствуйте это наполненное состояние. Подумайте о чём-то хорошем, только не о трудностях на работе. Зайдите грациозной походкой, войдите в офис с улыбкой на лице, радостно пожелайте своим коллегам доброго утра.

Держите осанку ровно в течение дня — это не только считывается окружающими как знак уверенности, но, по исследованиям, у вас ещё и растёт уровень гормона тестостерона, придавая энергии и готовности идти на риск, а уровень кортизола, гормона стресса, снижается, что позволяет яснее мыслить. Снова принимаете сгорбленное положение — уже за пару минут кортизол подскакивает, а тестостерон падает, снижая уверенность в своих силах.

Проявляйте заботу и благодарность

Помните о таком выражении: «Людям безразлично, что вы многое знаете, если они знают, что они вам безразличны». Важно относиться к людям на работе с неподдельным участием, уважительностью и теплотой. Будьте приветливы, если к вам обращаются. По возможности разворачивайтесь всем торсом, а не одной головой. Представьте, будто бы ваш прожектор внимания расположен на груди — поворачивайте её слегка в сторону говорящего. Это даст собеседнику почувствовать, что его слушают, стремятся понять и оценивают по достоинству.

Хвалите щедро, а благодарите развёрнуто. Выражайте свою признательность за хорошо проделанную работу — это вызовет в человеке чувство ценности своего труда и радости от того, что он делает. Дежурное “спасибо” многие из нас воспринимают как фоновый шум — люди редко прислушиваются к этому. Пусть ваша похвала длится подольше, будет полной очарования и по-настоящему живой! Растяните её немного, добавьте каких-то деталей: отметьте, что человек сделал, какие достоинства он проявил, что эта помощь дала вам, почему вы благодарны. Это несложно потратить пару лишних секунд, а в результате человек, который вам помог, может ощущать тихую радость весь день, а между вами будет расти симпатия.

Верните им их чувства

Когда ваши коллеги говорят про свои личные проблемы, важно не только внимательно слушать и наблюдать, но и стараться увидеть, какие у них чувства к этому. Постарайтесь уловить их эмоции и недосказанность. И отразите их, скажите: “Да, я представляю, как это может беспокоить”, “Должно быть, это было очень непросто” и т.д. Главное не переусердствовать — чрезмерность может вызвать раздражение. Если вы верно проговорите чувства говорящего, это поможет установить контакт, создать подходящую ситуацию для смены темы и не озвучивать своё мнение о самой ситуации (если это может повлечь неприятности).


Давайте критику конструктивно

Психолог Лейл Лаундес предлагает такую технику: вообразите себе большой и аппетитный гамбургер. Снизу — воздушная булочка, на ней мясная котлета с соусами и сверху ещё одна мягкая булочка. Всякий раз, высказывая критику, следуйте принципу гамбургера: сначала булочка — это слой похвалы, затем шаг второй — дайте “мяса” (обсудите поведение, которое хочется изменить), и в завершение ещё одна булочка — выскажите ещё одну похвалу. Если неприятных тем для обсуждения несколько, разделите их ещё одним слоем с “булочкой”.

Развивайте взаимопонимание

Наш мозг воспринимает информацию гораздо быстрее скорости речи, поэтому кроме тех случаев, когда мы слушаем что-то чрезвычайно важное, наше внимание начинает блуждать. Вдобавок ко всему, чтобы наладить общение, нужно не только стараться внимательно слушать — нужно фактически запоминать услышанное, чтобы потом адекватно ответить.

Вы можете попробовать мысленно надеть “очки киберпанк”. Когда вам что-то говорят, представьте, будто бы у вас перед глазами два экрана с дополненной реальностью. Оживите перед вашим мысленным взором слова собеседника: дайте им образы, визуализируйте, фантазируйте, сделайте заметки. Это поможет лучше запоминать.

Когда слушаете коллегу, представьте, будто бы вы синхронный переводчик, что ваша задача перевести с одного языка на другой. Не перебивайте, не спешите выносить свои преждевременные суждения. Дайте человеку выразить свою мысль целиком и параллельно пересказывайте её про себя своими словами. Сформулируйте его предложения более ясно и чётко, которые будет легче запомнить.

Получите подтверждение

В магазине после покупки нам дают чек, чтобы мы могли прояснить любые разногласия по поводу того, что приобрели. Так и в деловой коммуникации — дав задачу или сообщив о просьбе, спросите, как ваш запрос поняли. Получите от собеседника “чек” — подтверждение того, что вы видите ситуацию одинаково, и ваше сообщение поняли правильно. Подтверждение может быть устным и нет. Например, лёгкий кивок головой, улыбка или знакомое вам выражение лица, которое сообщает вам о понимании. Если вы читаете на лице недоумение, прищур, нахмуренные брови или пустоту во взгляде, настаивайте на вопросах и предлагайте повторить, пока всё не станет прозрачным для обеих сторон. В конце можете попросить рассказать вам о том, как человек вас понял, обязательно дождитесь знака: “всё уяснил”.
Оцените публикацию
Подписаться на обновления
Регулярная рассылка с полезными материалами о ментальном здоровье и заботе о себе
*Нажимая на кнопку «Подписаться», вы принимаете пользовательское соглашение
Читайте также
Ваш психотерапевт уже рядом
Индивидуальный подбор специалиста для онлайн-сессий